Алена Бессонова
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи «Говорята» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие
«ГОВОРЯТА»
для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
автор воспитатель Бессонова Алена Дмитриевна
Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи „Говорята“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2024
Задачи:
Образовательные:
• расширять и активизировать словарь детей;
• дать возможность применить на практике полученные знания о звуках, слогах, словах и предложениях;
• совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи дошкольников.
Развивающие :
• укреплять мышцы дыхательной системы;
• развивать правильное звукопроизношение и фонематический слух;
• развивать навыки работы в паре.
Воспитательные:
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровое дидактическое пособие «ГОВОРЯТА»
носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер и предназначено для использования в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников. Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки и т. д. Содержание пособия позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, а также можно использовать в диагностических целях.
Описание пособия.
Пособие представляет макет открытой книги. На фасадах и боковых сторонах кармашки для размещения в них различных предметных и сюжетных картинок, схем и символов. Кармашки прикреплены с помощью самоклеящейся ленты-липучки. Также на фасаде располагается детское зеркало.
Пособие привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, разнообразием содержания, простотой в использовании. «Говорята» может быть использован педагогом на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Пособие всегда можно пополнить новыми интересными играми, или заменить их в соответствии с возрастом, усложнить или наоборот упростить.
Формы работы с пособием : групповая, индивидуальная.
Содержание пособия.
1. Дидактические игры на развитие речевого дыхания
«ПОДДУВАЙ - КА»
Цель игры: учить управлять своим дыханием, естественному дыханию при говорении : вдох — носом, выдох — ртом, делать длительный, непрерывный ротовой выдох.
Задачи:
• Развивать выдох;
• Укреплять мышцы губ;
• Тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.
Описание: тучка (ракета) из яркого плотного картона, из которой свисают вниз капельки (огонь) на нитях. Дети берут тучку, держат в руках. Задача ребенка, если туча сердится и идет сильный дождь – дети сильно дуют. Если дождик только начинается – дети слабо дуют. С изображением ракеты упражнения выполняются по аналогии.
(Повтор. 4-5 раз с перерывом)
2. Артикуляционная гимнастика «РАЗБУДИ СВОЙ ЯЗЫЧОК»
Артикуляционная гимнастика – это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей.
Цель: выработать у детей полноценные движения и определенное положение
речевых органов.
Задачи:
• укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
• научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
• увеличить амплитуду движений;
• уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
• подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.
Описание. На фасаде пособия имеется зеркало и стаканчик с карточками, на которых изображены упражнения для гимнастики. Дети берут карточки, и глядя на свое отражение выполняют упражнения. Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше. Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.
3. Дидактическая игра со скороговорками «КАРТИНКИ – БЫСТРОГОВОРИЛКИ»
Цель работы со скороговорками — развитие навыка работы со скороговорками.
Задачи:
Образовательные:
• отрабатывать правильное произношение скороговорок;
• вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при работе со скороговорками;
• вырабатывать правильное дыхание.
Развивающие :
• развивать внимание, память, творческое воображение;
• развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
• воспитывать навыки коллективной работы и сотрудничества;
• воспитывать речевую культуру.
4. Дидактическая игра чистоговорки «Я СО ЗВУКАМИ ДРУЖУ»
Цели использования чистоговорок для развития речи :
• Развитие фонематического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.
• Обучение правильному произношению всех звуков, отработке дикции.
Задачи:
• Развитие восприятия темпа и ритма.
• Развитие навыков управления силой голоса.
• Отработка правильного темпа и интонационной выразительности речи.
• Отработка чёткости дикции.
• Обогащение словарного запаса.
5. Сенсомоторная игра с резинками «А НУ – КА ПОВТОРИ!»
Цели игры с резинками:
• Развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, памяти.
• Совершенствование мелкой моторики, скорости реакции.
• Закрепление знания цветов и навыков счета.
Задачи игры:
• Обучение пространственному ориентиру (левая и правая рука).
• Знакомство с названием пальцев рук.
• Обучение определять и называть цвета.
• Развитие сенсорной и тактильной чувствительности через массаж пальчиков рук.
6. Дидактическая игра «ПРОЧИТАЙ ПО ПЕРВЫМ ЗВУКАМ»
Основная цель игры «Прочитай по первым звукам» — активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение чтению.
Задачи игры:
• Упражнять в выделении первого звука в слове.
• Учить подбирать звук к букве.
• Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
• Развивать пространственные представления.
• Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Приложение № 1