Светлана
Многофункциональное интерактивное пособие для работы с дошкольниками «Маркер игрового поля»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение
Данный методический, познавательный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей. В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Игра с маркерами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием маркеров в группах старшего дошкольного возраста, мы имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
Публикация «Многофункциональное интерактивное пособие для работы с дошкольниками „Маркер игрового поля“» размещена в разделах
Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в разных видах детской деятельности, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Маркеры игрового поля это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического, где каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовывать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Маркер выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где мы воспитатели, не принимая непосредственного участия в игре выступаем, как создатели проблемно-игровых ситуаций и помощники в реализации игровых замыслов.
Игровой маркер можно использовать для зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве он
позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество, способствует развитию речи, пополняет словарный запас.
Маркеры игрового поля представляют собой игровые предметы, помогающие организовать место действия сюжетно – ролевой игры. Но использование многофункционального маркера не ограничивается только сюжетно – ролевыми играми. Его можно широко использовать как элемент в организации любой образовательной деятельности. Маркер очень удобен в использовании и не занимает много места при хранении.
Используя маркер игрового поля в образовательной деятельности ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя или педагога – все происходит само - собой. Маркер игрового поля поможет детям играя быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное.
Актуальность.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
В игре ребёнок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно проявляет больше фантазии и воображения. Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника.
Развитие ребенка в игре - задача не только детского сада. Говоря о создании единого образовательного пространства ведется просветительская работа с родителями воспитанников по обучению их игровой деятельности.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Организация предметно – игрового пространства является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Но как же организовать и разнообразить игровое пространство на небольшой площади группы?
На помощь ко мне пришел многофункциональный маркер игрового поля. Используя маркер дети учатся самостоятельно организовывать пространство для игры. Многофункциональность игровых маркеров позволяет из одного и того же маркера построить самолет, автобус и лодку. Что позволяет эффективно организовывать и использовать предметно - развивающую среду группы. Но мне показалось мало использовать маркер только для организации пространства сюжетно – ролевой игры, поэтому было решено оснастить маркер игрового поля мини-играми по речевому развитию. Направление игр было выбрано не случайно, так как планируется использоваться в группе детей с ОНР.
Использование многофункционального маркера не ограничивается только сюжетно – ролевыми играми. Его можно широко использовать как элемент в организации любой образовательной деятельности. Маркер очень удобен в использовании и не занимает много места при хранении.
Многофункциональные маркеры игрового пространства являются составляющим звеном развивающей предметно – пространственной среды, отвечают современным требованиям организации среды, которая должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Многофункциональные маркеры игрового поля могут быть использованы любым педагогом в соответствии с теми образовательными задачами, которые он перед собой поставил.
Цель
Обогатить и разнообразить предметно – развивающую среду группы как для самостоятельной деятельности детей, так и для организованной деятельности детей и педагога.
Задачи:
- эффективно организовать предметно – пространственную среду группы;
- воспитывать у детей инициативы и самостоятельности в организации своей деятельности;
- развивать коммуникативные способности у детей;
- активизировать взаимодействие детей друг с другом;
- развитие воображения детей;
- развитие речи детей;
- разнообразить образовательную деятельность.
- воспитывать познавательный интерес, любознательность и самостоятельность.
Описание маркера игрового поля
Для изготовления маркера игрового поля использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы.
Для его изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: листы полипропилена, цветные шнурки, цветную плёнку- самоклейку (красного, синего, зеленого, белого, желтого, черного). Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для основных маркеров : прямоугольники 45*30. Получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Материал отвечает санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании. Он позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью.
Маркер дополнен различными заданиями для развития речи детей, которые дети могут выполнять самостоятельно или совместно со взрослым. Имеется дополнительный сменный материал для выполнения заданий. Все сменные карточки заломенированны.
Также к маркеру изготовлены дополнительные материалы: удочка, воротничок морячка, пилотка стюардессы, руль для водителя автобуса, колеса, спасательные круги.
Маркер можно широко использовать не только для организации сюжетно – ролевых игр, но и для решения образовательных задач.
Используя маркер, можно отрабатывать лексические темы, отправится в путешествие на лодке, самолете или автобусе.
Маркер «Лодка»
Используя маркер, мы можем трансформировать его в «корабль» или «Лодку» предложить детям отправится на нем в морское путешествие.
Отрабатываются лексические темы:
«Обитателей морей и океанов»,
«Речные рыбы»,
«Животные жарких стран»,
«Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т. д., (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею) и т. д.
Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» ( Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома).
Маркер «Автобус»
Используя маркер «Автобус», закрепляем знания о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Обучение детей реализации игрового замысла. Развитие коммуникативных и творческих способностей. Учить взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.
Игровой материал : маркер игрового поля, детские стульчики, руль, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.
Игровые роли : водитель, кондуктор, пассажиры.
Ход игры.
Подготовку к игре педагог начинает с вопроса: «Ребята, вы любите путешествовать?» Дети поддерживают беседу и предлагают различные виды транспорта и выбирают автобус.
Следующий этап подготовки к игре – обыгрывание с детьми маркера игрового поля «Автобус». Далее воспитателю вместе с детьми достроить автобус (из детских стульчиков).
После этого педагог предлагает ребятам выбрать водителя и кондуктора. Выбираются более активные дети. Они берут необходимые атрибуты. Пассажиры рассаживаются.
Далее обыгрывается ситуация обилечивания. Кондуктор предлагает ребятам приобрести билеты, а пассажиры расплачиваются предметами заместителями или воображаемыми монетками. После чего автобус отправляется в дорогу. С песней ехать веселее, поэтому педагог предлагает спеть песенку («мы едем, едем, едем…») или включает аудиозапись.
Дальнейшее руководство этой игрой должно быть направлено на её усложнение. По пути автобус делает остановки, у пассажиров появляется цель поездки, которая определяет собой их поступки (в зависимости от цели поездки они или собирают в лесу грибы, ягоды, рвут цветы или загорают и купаются в реке, или идут на работу, или заходят в магазин сделать покупки и т. д.).
Путешествие заканчивается возвращением в детский сад.