Елена Наймушина
Многофункциональное дидактическое пособие «Музыкальный стульчик «Весельчак»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель пособия : развивать музыкальные способности детей. Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
Задачи:
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Музыкальный стульчик „Весельчак“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Стулья. Оформление стульев
- Темочки
- дидактическая : знакомить детей с различными музыкальными инструментами;
- развивающая: учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитательная: вызвать у детей чувство радости и побуждать их к активности, любознательности, самостоятельной деятельности.
Основные достоинства пособия : мобильность, полифункциональнность, доступность, яркость.
Описание:
Пособие представляет собой деревянный стул, покрытый чехлом из плащёвой ткани, что позволяет частую влажную обработку, оснащённый музыкальными инструментами. Пособие состоит из 6 плоскостей.
Верхняя плоскость:
- ряд крючков, на которых расположены дудочки (2 большие и 2 маленькие);
- две губные гармошки.
Музыкально-дидактическая игра
«На чём играю?» (2-3 года)
Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1- до2).
Игровой материал: дудка, барабан, ширма.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать, на чё м будет играть: на дудке или барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой) дети отгадывают. Кто первый отгадал, выходит и становится впереди. Воспитатель поёт песню про дудку или барабан, дети имитируют игру на этих инструментах.
Горизонтальная поверхность верхней плоскости:
- два ксилофона;
- неваляшка;
- барабан;
- музыкально-ритмическая игрушка «Зайчонок».
Музыкально-дидактическая игра
«К нам гости пришли» (2-3 года)
Цель: Учить различать темповые изменения.
Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках педагога ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра может проводиться со всеми детьми как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время.
Нижняя плоскость:
- ряд крючков, на которых расположены погремушки (3 штуки);
- два звучащих игрушечных пианино, вложенные в карманы.
Музыкально-дидактическая игра
«Тихие и громкие звоночки»
Возраст: от 2 до 3 лет.
Цель: развивать динамический слух.
Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.
Ход игры:
Исполняется песня Р. Рустамова.
Пусть тебя никто не слышит. 2 раза
Чтобы каждый слышать мог! 2 раза
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.
Боковая плоскость:
- ряд крючков, на которых расположены две трищётки, не звучащая гитара, три колокольчика;
- четыре султанчика;
- бубен.
Музыкально-дидактическая игра
«Нам игрушки принесли» (2-3 года)
Цель: Учить детей различать силу звучания.
Игровой материал.
Музыкальные игрушки : дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры.
Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.
Боковая плоскость:
- ряд крючков, на которых расположены погремушки (три штуки, бубен.
- три музыкальных молоточка (1 большой и 2 маленьких, вложенных в карманы.
Музыкально-дидактическая игра
«Кошка и музыкальные игрушки»
Возраст: от 2 до 3 лет.
Цель: развивать тембровый слух.
Игровой материал: музыкальные игрушки дудочка, молоточек, колокольчик, коробка и кошка (мягкая игрушка).
Ход игры:
Педагог из коробки достает кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина, он говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые Кошка Мурка даст детям, если они узнают их по звучанию. Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт
игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
Музыкально-дидактическая игра
«Прогулка»
Возраст: от 2 до 3 лет.
Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.
Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в музыкальном зале, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,- педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,- продолжает педагог,- светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» -частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,- быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,- быстро и ритмично ударяет молоточком.
В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.
Задняя плоскость:
- ряд крючков, на которых расположены ленточки на кольцах (4 ленточки) и барабан (сделанный своими руками);
- звучащий игрушечный аккордион, закреплённый на прищепку;
- шарманка, закреплённая на прищепку;
- три погремушки, сделанные своими руками (1 большая и 2 маленьких, вложенные в карманы;
- три самодельных шумовых инструмента («шумелки»). Одна большая и две маленьких, вложенные в карманы.
Музыкально-дидактическая игра
«Игра с бубном»
Возраст: от 2 до 3 лет.
Цель: развивать чувство ритма, развитие коммуникативных способностей.
Игровой материал: любой музыкальный или шумовой инструмент.
Ход игры:
Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает сыграть желающему ребёнку; «концерт» (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу).
На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно. Не акцентировать внимание детей на ритмичном исполнении.
Список используемой литературы
1. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / - Москва: «Просвещение», 1957. – 191с.
2. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / - Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербург: «невская НОТА», 2010.
3. Картушина М. Ю. Конспект логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 128с. – (Логопед в ДОУ).
4. a2b2.ru/methods/12191_muzykalno-didakticheskie_igry_ot_2-3_letmuzykalnyy_rukovoditel_repina_lv/
5. https://docplayer.ru/32388577-Muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-detey-2-3-let-1-igra-na-razvitie-tembrovogo-i-dinamicheskogo-sluha-na-chyom-igrayu-2-3-goda.html
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/06/kartoteka-muzykalno-didakticheskikh-igr