ирина ивженко
Многофункциональное дидактическое пособие «Что ем и где живу» по теме «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие «Домашние животные, что ем и где живу»
Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от четырёх до семи лет.
Темочки:
- Дидактические игры
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Темочки
Пособие «Домашние животные, что ем и где живу» развивает речь дошкольников, расширяет и закрепляет представления ребёнка о домашних животных, их детёнышах, среде обитания, пользе, которую они приносят человеку; учит различать животных мужского и женского пола и объединять в семьи и т. д.
Эффективным условием речевого развития дошкольников является эмоционально благоприятная ситуация, речевая развивающая среда. Речевая среда наполненная новыми многофункциональными пособиями способствует возникновению у детей желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. У дошкольников с речевыми проблемами, зачастую имеются и другие проблемы, в частности, в формировании интеллектуальной сферы и эмоционально-волевой сферы, в формировании познавательной деятельности. Данное пособие поможет педагогам решить вышеназванные проблемы.
Дети могут работать с пособием в ходе логопедических занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе.
Практическую значимость пособия подчеркивает возможность его использования в развитии речи дошкольников, воспитателями, как групп компенсирующей направленности, так и групп общеразвивающей направленности. Данное пособие можно также использовать в качестве диагностического материала при подведении итогов тематического блока «Домашние животные».
Основная цель - выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Домашние животные и их детеныши»;
- формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Домашние животные и их детеныши»;
- развивать речевое внимание;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать у детей умение использовать в речи разные типы предложений;
- формировать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и умозаключений;
- воспитывать у детей представление, что домашние животные приносят человеку пользу;
- развивать фантазию, речевое творчество;
- воспитывать чувство юмора.
Описание дидактического пособия
Дидактическое пособие представляет собой набор брошюрованных картинок с изображением домашних животных, их детенышей, жилища и пищи.
Все картинки подписаны печатными буквами, что одновременно с решением вышеназванных задач позволяет ненавязчиво знакомить детей с изображением и названием букв.
Надписи к картинкам с изображением жилища, позволяют педагогу давать детям правильное (научное) название жилища, зачастую редко упоминаемое в разговорной речи.
Основные направления работы
Главное правило игры заключается в составлении логических цепочек из картинок с изображением домашних животных.
Ребёнок собирает цепочку картинок в следующей последовательности:
- животное - папа;
- животное - мама;
- животное - детёныш;
- изображение жилища;
- изображение пищи, корма.
Данное правило игры способствует решению речевых и познавательных задач.
Данное пособие можно использовать для мониторинга представлений дошкольников о домашних животных. Педагог предлагает ребенку найти детенышу папу и маму, еду и жилье. Либо демонстрирует жилище и предлагает найти, тех, кто в нем живет. Можно дать неправильную цепочку, например, бык – корова – жеребенок – хлев – трава, и предложить найти и исправить ошибку.
С целью развития у детей фантазии, речевого творчества, чувства юмора можно предложить детям составить небылицы, фантастические рассказы. Для этого правила игры нужно изменять. Педагог нарушает логическую цепочку, меняет семье домашних животных жилище и пищу и предлагает детям придумать, как бы жили эти животные в других условиях. Или педагог, открыв картинки произвольно, например, бык – кошка – жеребенок – будка – трава, предлагает детям составить рассказ о нереалистичной семье.
Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия педагога:
- на обучающем этапе педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает) правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми);
- на этапе закрепления педагог косвенно воздействует на игру (находится рядом, при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает;
- на этапе полного освоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей.
Варианты игр, упражнений, заданий пособия «Домашние животные, что ем и где живу»
Игра № 1 «Папы, мамы и их детёныши»
Задачи. Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить находить взрослому животному детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры. Сначала ребёнок рассматривает изображения животных в пособии, первый столбик этой книжки это папа домашних животных. Потом во втором столбике он ищет маму, в третьем столбике узнаёт детёныша и называет его. Определяет, к каким животным они относятся: к домашним или диким.
Игра № 2 «Кто, где живёт?»
Задача. Закреплять умение использовать в речи точные названия жилища домашних животных.
Ход игры. Предложить ребенку (детям) перевернуть четвёртую картинку, соотнести животного с картинки с его жилищем, проговаривая, например: кот живёт в доме, лошадь живет в конюшне.
Игра № 3 «Кто что ест?»
Задача. Познакомить с образом жизни животных, их питанием.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть последнюю предложенную картинку, назвать, что на ней изображено. Переворачивать до тех пор пака не подберёт картинку, которая подходит как еда этого домашнего животного.
Игра № 4 «Кто нам что даёт?»
Задача. Воспитывать у детей представление, что домашние животные приносят человеку пользу.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассказать, какую пользу приносит человеку данное животное.
У лошади – конский волос, из него получают щетину для малярных кистей.
У коровы – молоко, из него делают кефир, сметану, йогурт, сыр.
У козы – молоко, из него делают йогурт, сыр; пух, его добавляют в шерстяные варежки и носочки.
У овечки – шерсть, из неё вяжут варежки и носочки.
У кролика – мех, из него шьют шапки.
Можно также на основе пособия проводить дидактические игры: «Найди животных на заданный звук», «Скажи ласково», «Назови какой, какая» и др.
К пособию можно подбирать новые игры и задания.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста в пособие можно добавить картинки с изображением домашних животных других регионов нашей страны и других стран.