Алякина Светлана
Многофункциональная ширма
▼ Скачать + Заказать документы
Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка. А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность обще-ния и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Темочки:
- Дидактические игры
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, по-движная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсаль-ную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и позна-вательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
• развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сю-жетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать роле-вую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейше-го развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• формировать элементарные математические представления;
• работать над звукопроизношением и связной речью.
Характеристика пособия
Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см, для соединения использованы полипропиленовые фитинги. Состоит ширма из трех частей : централь-ная (60Х130 см) и боковые части (60Х130 см).
К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемны-ми, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.
Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы.
Первая секция ширмы :
Имеет прозрачные карманы: форматов А3 – 1 шт. и А4 – 1 шт. и 2 широких.
Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время ор-ганизованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельно-сти (СОД, для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира. Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллю-страций на разные тематики.
Вторая секция ширмы :
Средняя секция предназначена для показа театрализованных постановок, разных видов те-атра и сюжетно-ролевых игр. Причем, игровую зону дети могут изменять сами, по-своему усмотрению, с помощью навесных табличек. По желанию, можно убрать шторки, которые прикреплены к ширме с помощью липучек.
Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффек-тивным средством воздействия на качество детской речи.
Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизиру-ют определё нную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.
Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим факто-ром, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стес-няясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Третья секция ширмы :
Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (3 поло-сы, предназначенными для прикрепления дидактических картинок, счетного материала, а так-же для показа театра на фланелеграфе.
Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельно-сти детей (СД).
Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать де-тей грамоте, формировать элементарные математические представления, целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребен-ка, развивать творческую активность.
Работая на этой части ширмы, также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.
Обратная сторона третьей ширмы
Эта часть выполнена из белой ткани, в центре украшена красным крестом. Имеется про-зрачный карман формата А4. Секцию можно использовать для сюжетно-ролевых игр «Больни-ца», «Поликлиника».
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.
Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмот-реть книги, пообщаться, поиграть.
Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам. Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
С помощью дополнительных элементов, ширма превращается в медицинский кабинет.
Сюжетно-ролевая игра "Больница".
Также ширму можно использовать для развития двигательной активности детей. Ко-гда ширма стоит вертикально, дети подлезают, пролезают в неё. Если положить её на пол, то можно через неё перешагивать или перепрыгивать.
Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной, поможет создать бла-гоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуально-го развития детей, а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.
Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элемен-тами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику, математические способности, ориентироваться в пространстве.
Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность об-щаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закла-дываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, добро-та, терпеливость.