Наталия Черкасова
Консультация «Много ли надо ребёнку для счастья?»
▼ Скачать +Заказ
Много ли надо ребёнку для счастья? - каждый раз задаю себе я этот вопрос, глядя в глаза ребят на музыкальных занятиях. Трудную задачу приходится решать музыкальным руководителям: развивать у детей и вокальный аппарат и двигательный, обогащать музыкально-слуховой и речевой запас. И всё это приходится совмещать с постоянными подготовками к праздникам, досугам и другим многочисленным мероприятиям. Дети от такой насыщенности и порой сложности материала не редко устают и уже на занятие приходят в приунывшем состоянии. Однако, постоянные подготовки к досуговым мероприятиям в течение учебного года практически не дают педагогу и детям расслабиться. Нужно всё время "идти вперёд".
Публикация «Консультация „Много ли надо ребёнку для счастья?“» размещена в разделах
Как не отбить у ребёнка желание познавать музыкальный мир и раскрывать себя в нём? Вопрос действительно не простой. Однако, ответ на него есть. И он достаточно прост. Во-первых, нужно безусловно любить детей. Ведь каждый из них - пока маленькая, но уже личность. Во-вторых, нужно любить своё дело, "гореть" творческим огнём и не забывать подбрасывать в него "дровишки" новых планов, идей и действий. Дети как маленькие сканеры считывают наше внутреннее и внешнее состояние. Педагог, относящийся к своей деятельности формально, не сможет вызвать в детских сердцах необходимого эмоционального отклика и стремления. Я уже не говорю про особенно "замороженных" и "спящих" ребят. Фальшивую мимику дети также прекрасно считывают. Это может спровоцировать недоверие к действиям взрослого. Педагог-музыкант или музыкальный руководитель должен являться для детей воплощением всего необъятного, непонятного и такого прекрасно-волшебного мира музыкального искусства.
Иногда, во время разучивания танца, может возникнуть необходимость вести себя с детьми строго или даже сухо, но это вызвано необходимостью: ограниченным временем для разучивания танца, сложностью танцевальных движений, разным уровнем способностей у детей, особенностями их реакций и поведения. К тому же у всех ребят различная координация и музыкальная память. Но ведь в общих танцах должно принимать участие максимальное количество детей из группы, не зависимо от вышеперечисленных обстоятельств. Вот и приходится подпускать строгости ради результата. Для облегчения своей задачи, педагог должен внимательно относиться к подбираемому музыкальному материалу. Музыка должна быть красивой, разнообразной и доступной для понимания детьми. И, конечно, она обязательно должна нравиться педагогу! Музыка, которая любима и значима для музыкального руководителя - непременно вызовет отклик в детских душах.
Во время танца с детьми я всегда стараюсь выполнять движения максимально выразительно и точно. Это касается не только тела, но и мимики лица. Меня всегда внутренне восхищает то, как ребята смотрят в мои глаза во время совместных танцев. Создаётся ощущение, что они через глаза начинают считывать с меня информацию, бессознательно, но уже точно и выразительно повторяя движения. Они словно вливаются в мою творческую волну, становясь её полноценными участниками. В этом духовно-творческом порыве целая группа детей становится единым организмом, мозгом которого является сам педагог. Даже "заторможенные", "замороженные" ребята и "расторможенные" проказники, глядя в глаза педагогу, начинают исполнять произведение ритмичнее и музыкальнее, как бы вливаясь в нужный ритм. Тоже самое относится к исполнению вокальных произведений. Хочу заметить, что первые несколько секунд после окончания исполняемого совместно со мной музыкального произведения, в зале среди детей стоит "звенящая" тишина. Словно всем участникам нужно время, чтобы выйти из созданного образа и вернуться к своему обычному состоянию. Нередко после таких исполнений я слышу единый детский долгий восторженный выдох. Привыкнув к нему в процессе работы, я даже стала его невольно ждать как сигнал о том, что "совместный творческий образ мы создали".
Конечно, после такой совместной работы и я и дети - устаём. Но равнодушия или недовольства на лицах детей я не встречаю. Я верю, что каждый из них в такие минуты становится чуточку счастливее и добрее. Последствия наших совместных с детьми стараний я ощущаю, заходя в их группу. Ребята с улыбками подбегают ко мне и спрашивают о том, когда мы будем снова петь или танцевать. В эти минуты я понимаю, что не такая уж я и строго-сухая на занятиях, какой сама себе часто кажусь. И в ответ я от души им улыбаюсь и отвечаю: "Прямо сейчас! Одевайте чешки!"