Екатерина Кормилицина
Мнемотехника как средство развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать
Мнемотехника как средство развития памяти детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста еще не сформированы процессы памяти как специальные действия, которые могут быть направлены на запоминание и припоминание. Также в этом возрасте ребенок еще не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. Развитие памяти ребенка происходит наиболее интенсивно в дошкольном детстве. Для развития памяти нужно воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания, чему способствует мнемотехника. Наиболее популярным является определение мнемотехники, выдвинутое В. А. Козаренко: «Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры»
Публикация «Мнемотехника как средство развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи мнемотехники следующие :
• указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы затруднительно уяснить;
• развитие памяти детей, также различных ее видов;
• развитие у детей психических процессов, таких как мышление, воображение, память;
• формировать у детей навыки запоминания любой предъявляемой информации.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Как указывают авторы В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, в дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка. И для того, чтобы лучше развивать память, необходимо использовать мнемотехнические приемы :
1. Метод Цицерона. Ребенок запоминает образы, которые расположены в разных частях, а также на разных объектах того помещения, где находятся. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник Н. А. Пешкова С. Г. Лещенко. При воспроизведении цепочки слов, дети как бы «снимают» данные слова – образы с конкретных объектов.
2. Сюжет-ассоциация. Дети составляют рассказ из предложенных слов, вызывают ассоциацию на знакомое произведение, а затем по незнакомым картинкам им предлагается придумать свой сюжет для того, чтобы запомнить эти картинки.
3. Коллаж. Это лист картона, плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются различные картинки. Суть составляет «беспорядок» из картинок. Основная задача – это связать все картинки между собой. Таким образом, отрабатывается сюжетный метод запоминания.
4. Классификация. Детям предлагают несколько картинок соединить в пары и обозначить их одним знаком.
5. Мнемодорожки и мнемотаблицы. Решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
6. Зашифруй стихотворение. Детям предлагают зашифровать короткое стихотворение. А потом вспомнить его по своим рисункам.
7. Ассоциации. Детям предлагаются различные таблички с геометрическими или другими знаками. Затем необходимо расшифровать картинку. Так мы, опираясь на опыт детей, показываем им как можно с помощью знака закодировать слово. После детям предлагают карточки со знаками и пустые карточки, на которых они сами могут нарисовать знак для заданного слова. Таким образом, осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник Н. А. Пешкова С. Г. Лещенко. Роль мнемотехники для развития ребенка актуальна и на сегодняшний день. В книге «Практическая система запоминания» В. Козаренко и М. Зиганов предлагают рекомендации использования мнемотехники в развитии памяти человека. При правильно построенном обучении можно добиться заметного эффекта в развитии памяти в дошкольном возрасте. У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление и память. Чтобы детям было интересно обучаться, необходимо предъявлять опорные рисунки для заучивания стихотворений. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Также термин «мнемотехника» употребляют как обозначение визуализации некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию. Это может быть наборы символов, предметов, изображений. Также можно сказать, что мнемотехника – это система «внутреннего письма», которая основывается на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими важные элементы запоминаемой информации. Выделяют несколько этапов мнемотехнического запоминания : Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.