Оксана Дубикова
Мнемотехника для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мнемотехника?
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.
Конфуций
Ежедневно ребёнок узнает что-то новое и значимое, поэтому важно уделять достаточное количество внимания развитию его памяти. Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.
Одним из наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников является мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов для запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, а также для развития их мышления и речи.
Публикация «Мнемотехника для дошкольников» размещена в разделах
Наш мозг устроен так, что для запоминания информации использует связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и облегчает процесс запоминания и воспроизведения.
Мнемотехника для дошкольников очень эффективны, потому что именно в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память.
Основные методы и приемы мнемотехники.
1. Большое внимание надо уделить развитию у дошкольников зрительного, слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата, обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для тренировки этих чувств на занятиях можно использовать разнообразные игры и упражнения.
Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».
2. Для формирования навыков запоминания любой информации эффективны следующие методы:
• метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу. Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать.
• метод, использующий образное мышление, этот способ основан на предположении о том, что существует люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
-Ребенок «переносится» в какую-либо воображаемую ситуацию.
-Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
-Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
-«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное
зарисовывает.
• метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
• метод превращения или трансформации. Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает.
Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги – тепло – лето – солнце – небо)
3. Нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые упражнения, тренинги развивается произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.
Например, «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди и вычеркни».
Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами - работа с мнемоквадратами. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например, «Подскажи словечко», «Найди пару»
II этап: Нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов - работа с мнемодорожками.
Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.
III этап: Начинается работа с мнемотаблицами.