Наталья Балашова
Мастер-класс для детей средней группы «Тульский пряник»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: расширить и уточнить представления детей о тульском прянике, как промысле русских мастеров.
ЗАДАЧИ:
расширять представления о русской национальной культуре, истории тульского пряника;
познакомить с элементами технологии приготовления тульского пряника, многообразии видов;
воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, её историю и любовь к народным традициям;
Темочки:
развивать инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе;
обогащать словарный запас по данной теме;
развитие умения работать по схеме.
Воспитатель: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!
Я – бабушка Забавушка.
Люблю песни петь,
Плясать да ребяток забавлять!
Я гостей ждала, наряжалася
Красиво оделась, украшалася.
Встанем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: есть у меня волшебный клубок и он предлагает с ним поиграть.
«Клубочек ласковых имён»
Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
«Клубочек другому передаю
И ласковое имя его назову - …»
- вот спасибо дорогой клубок, за игру веселую. Ой куда клубок меня ведет?
- А ведет он меня в мою светелку, и вас приглашает. (заходят в русскую избу)
Воспитатель: рада очень я гостям, как добрым вестям, каждому найдется и местечко, и словечко. Сейчас мой самовар закипит, и вас всех чаем напоит. (САДЯТСЯ)
- Ребята, посмотрите какой красивый, расписной сундучок, хотите узнать что внутри? Тогда отгадайте загадку.
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
шоколадные, с начинкой,
Разной формы, расписные
Мы покрытые глазурью
Дети, взрослые нас любят!
(Пряники)
- Верно, это пряники!
Воспитатель: "А вы знаете, как появились пряники на Руси?
Дети: «Нет».
Воспитатель: "Сейчас я вам расскажу и покажу
-Яблочко наливное покатись, да прянички нам покажи!
Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар-то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда с добавлением фруктового сока, и называли их медовниками (показывает картинку). Как называть?"
Дети: "Медовники. "
Воспитатель: "Как вы думаете, почему медовники?"
Дети: "Потому что выпекают из муки и меда".
Воспитатель: " Правильно. А потом древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Повторите, как их назвали?"
Дети: "Пряности".
Воспитатель"Что такое пряности? "
Дети: "Это приятные, вкусно пахнущие части растений: гвоздика, корица, ванилин (показывает пряности в баночках). Посмотрите, какие они, и понюхайте их. Как, по-вашему, они пахнут? Хорошо или плохо? Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?"
Дети: "Пряности".
Воспитатель: "А вот здесь есть такая занимательная травка. Возьмите все ее, понюхайте. Вы узнали ее?".
Дети: "Это мята".
Воспитатель: " Мята очень полезна: в ней содержатся особые вещества, убивающие вредных микробов. Что вы чувствуете?"
Дети: "Травка пахнет. "
Воспитатель: "Травку эту измельчали, сушили, добавляли в тесто, так и получались. Какие пряники? (мятные). А если в тесто добавили шоколад, какие прянички получатся? (шоколадные). Имбирь? Ваниль? Посмотрите, что получается: были медовники, а добавили пряности и появились прянички. Почему их назвали пряники?"
Дети: "Пряниками назвали, потому что добавили пряности. "
Воспитатель: " Верно, ребята. Сейчас мы каждый день можем купить в магазине пряники и угостить ими наших гостей. А давным-давно не во всякий день разрешали есть пряники и не каждому гостю их подавали. Прежде всего, пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и, конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали гостей кусочками пряника. Для детей пеклись маленькие прянички в форме домашних животных, птиц, зверей. В России существовало три вида пряников : лепной пряник- его лепят из теста как лепят игрушки из глины. Печатный пряник — делали при помощи специальной доски в виде оттиска на тесте, и силуэтный пряник- при помощи специального штампа вырезали силуэт будущего пряника из раскатанного теста. В России, есть город Тула, он считается родиной пряника. В этом городе поставили памятник Тульскому прянику. Так же в этом городе находится музей «Тульский пряник». В залах музея представлен огромный ассортимент пряников. Сейчас очень популярным становится изготовление самых разнообразных по вкусу пряничных домиков.
Воспитатель: ребята, а ЧТО НУЖНО ЧТОБЫ ИСПЕЧЬ ПРЯНИКИ? (ЗАМЕСИТЬ ТЕСТО) Вы хотите вместе замесите тесто на прянички?" я вас приглашаю в мастерскую и предлагаю вам поработать прянишниками. Но сначала нам нужно помыть руки. (ДЕТИ МОЮТ РУКИ, НАДЕВАЮТ ФАРТУКИ. САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ)
- РЕБЯТА, А ГДЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ, КАК ПРИГОТОВИТЬ ПРЯНИКИ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А поможет нам в этом волшебная кулинарная книга. Сейчас мы ее откроем, и будем месить тесто. (воспитатель открывает книгу)
Находим рецепт «Пряники», что нам для этого нужно? (дети перечисляют)
Посмотрите у меня есть волшебная таблица, которая нам поможет. ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ СНАЧАЛА? (ЗАМЕСИМ ТЕСТО)
Пора тесто месить.
Игра: «Замеси тесто» (звучит веселая мелодия)
На столе стояла миска,
Ну, а в миске, пусто.
Заведите детки тесто,
Будет очень вкусно.
Вот Анечка идет,
В миску яйца кладет (ребенок добавляет в миску яйца)
За Аней в тесто мед
Нам Димочка принесет (ребенок добавляет ложку меда)
Теперь соды Данила принесет
и ванили Алина приносила (ребенок кладет ложку ванили и щепотку соды)
А потом муки сыпнул Матвей
Все перемесили.
Мы мешали да мешали,
Наши рученьки устали (дети имитируют замес теста)
Тесто мы еще помнем,
Стряпать прянички начнем (дети имитируют лепку пряничков).
Воспитатель: тесто замесили, что дальше будем делать?
А теперь мы раскатаем блин.
Тесто раскатано, Дальше формочки возьмем, а теперь формочкой придавим, и получится пряник. Кладем его на противень. А теперь наши прянички нужно поставить в печь. А вы пока вспомните пословицы про пряники.
Прянички наши испеклись, что нужно с ними еще сделать?
Теперь пряник украсить нужно.
- Украшать пряник, целое искусство! Сейчас я вас приглашаю в художественную мастерскую, где мы станет художниками по украшению (росписи) пряников и продемонстрируем свои творческие умения.
Первое: покрываем середину у пряника цветной глазурью.
Второе: берем украшения и украшаем его посыпкой, кладем на поднос. "
Воспитатель: "Ай да, молодцы! И в пряничной стране побывали, и пряники научились стряпать.
А в завершении я вам желаю : «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».
А сейчас я вас приглашаю за стол, угоститься вкусными пряниками.