Наталья Доценко
Особенности художественно — эстетического развития дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему «Особенности художественно – эстетического развития дошкольников в детском саду».
Подготовила: Доценко Наталья Юрьевна, воспитатель подготовительной общеразвивающей группы.
Художественно – эстетическое развитие - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного воспитания и развития детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Публикация «Особенности художественно — эстетического развития дошкольников в детском саду» размещена в разделах
Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои изобразитель-ные средства и возможности для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность разнообразно и многосторонне. Рисование - это сложное средство изображения. Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако, такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения.
Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе имеет большое значение зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета.
Рисование цветными материалами (карандашами и красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети рисуют узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги. Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в которых располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг друга.
Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.
Рисованием занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а также часто применяется показ какого- либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу.
Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность далее рассматривать то, что им показывают, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
У детей шести - семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы из интереса к занятиям - осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправить и улучшить свою работу.
Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть как можно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы.
В средней группе можно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.
Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнить работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.
Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка, что в дальнейшем сыграет роль в освоении навыков письма.
Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение, передачу форм предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако, при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.
Дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что за чем вы-полнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем, следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.
Дети получают удовольствие от рисования в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.
Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предмета, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.
Новые возможности возникают в средней группе в отношении воспитания художественного вкуса, эстетических чувств и оценок. Занятие декоративным рисованием позволяет направить основное внимание детей на красоту сочетания цветов, на ритм в расположении линий и форм.
Дети приобретаю все больший опыт эстетических переживаний при восприятии произведений декоративного искусства и воспроизведении узоров. Красочность, подвижность линий, симметрия в расположении форм доставляют детям большое удовольствие. Развитие чувства цвета, ритма и композиции осуществляемое на занятиях декоративным рисованием, позволяет увеличить требования к более тонкой передаче формы, строения и окраски предметов при изображении их в рисунке. Внимание к ритму в узоре вызывает у детей стремление внести ритм и в построение тематического рисунка.
Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни. Организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления. Внимательно относиться к подбору соответствующего материала.
Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это, в свою очередь, создает условия для всестороннего воспитания и развития детей. При правомерном сокращении числа занятий надо сделать все возможное, чтобы дети могли заниматься любимым и интересным для них делом в свободное время.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлении о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различие величин, многообразие оттенков цветов. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству. По форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке.
Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого познания предметов и их свойств, приобретенное действенным путем, и закрепляется затем в сознании. На занятиях по рисованию развивается речь детей : усвоение названий форм, цветов и их оттенков; высказывание в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов и рассматривании иллюстраций влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Педагог активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей.
Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствуют развитию выразительной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования.
При проведении занятия создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих, ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.
В процессе выполнения рисунка, ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были им вызваны. Детей очень волнуют отношения взрослых, сверстников к их творчеству. Они четко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Необходимо использовать похвалу.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилие, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Эта деятельность учит дошкольников преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставленным ими на бумаге. На занятиях у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; малыши приобретают опыт использования простейших орудий - карандаша, кисти, усваивают их специфику, узнают свойства различных материалов - краски, клея, глины; возможности и особенности работы с ними.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Формирование трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Общественно направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, соответствующие формированию эстетического отношения к действительности.
Выделение свойств и предметов (форма, строение, величина, цвет) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Для развития эстетического воспитания очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний.
Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичные расположения его частей. Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Воспитатель должен руководить всеми процессами детской художественной деятельности, связанными с созданием выразительного образа: от эстетического восприятия самого предмета, формирования представлений о его свойствах и общем облике, до воплощения замысла в рисунке.