Екатерина Кормилицина
Использование логических блоков Дьенеша в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Во-первых, это пособие очень привлекло меня своим внешним видом и какой-то тайной: что же в них такого… На первом этапе я изучила этот дидактический материал и поняла: что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования –декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Публикация «Использование логических блоков Дьенеша в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Что такое «Логические блоки Дьенеша»
Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур,
которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические игры, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики, а также аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач : умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их,адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно,
одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам. Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: формой, цветом, размером и толщиной. С чего начать?
Работу с блоками Дьенеша можно начинать с 2-х лет. Я начала с детьми младшей группы. Прежде чем использовать блоки Дьенеша в образовательной деятельности необходимо познакомить детей с ними. Свою работу я начала с того, что предложила ребятам самостоятельно познакомиться с блоками, поизучать их, рассмотреть. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Когда дети «привыкли» к блокам можно начинать работу. Предлагаю вашему вниманию несколько игр с блоками Дьенеша, которые можно применять в образовательной деятельности с детьми в разных направлениях.
Сюжетно-ролевая игра «Билеты на поезд»
В средней группе мы знакомим детей с карточками-символами.
Например, при ознакомлении с социальным миром можно предложить детям
сюжетно-ролевую игру : «Билеты на поезд». Дети любят путешествовать и всегда с удовольствием соглашаются куда-нибудь отправиться. Воспитатель предлагает детям «купить» билеты. Билетами на поезд являются блоки. Воспитатель раздаёт каждому ребенку карточку-символ – «денежка» с двумя-тремя свойствами. Используя карточку-символ, ребенок находит блок-билетик на поезд. Затем, имея на руках блок-билетик, ищет соответствующую карточку-символ на стульчике – «место в поезде» и садится на это место.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
В старшей группе в организованной образовательной деятельности можно
предложить игру для развития речи, ознакомления с социальным миром у дошкольников «Магазин». Ребёнок приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного или два свойства совпадает с фигурой-денежкой. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила (например, увеличить количество свойств при покупке товара).
Вариативность:
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их
практически в любой образовательной деятельности. А также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Вывод:
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок. Творческий педагог всегда найдет более широкое применение Логическим блокам Дьенеша. А они в свою очередь располагают к профессиональному творчеству.
Спасибо за внимание!