светлана сидоренко
«Мир, в котором я живу». Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наша безопасность зависит от нас самих.
И мы, взрослые обязаны научить этому
наших детей.
У ребёнка до школы закладываются основы личностной культуры, приверженность общечеловеческим духовным ценностям, формируется понятийный аппарат, общее представление о мире. При этом важную роль играет не просто умение ориентироваться в окружающем мире, природе, предметах, созданных руками человека, общественных установках и явлениях, а навыки безопасности во всех сферах жизни, спектральное разложение в сознании о правилах и моделях поведения, общения, использования предметов и обращения с ними. Иными словами, например, ребёнок не просто должен знать, что представляет собой автомобиль, но и понимать как вести себя в ситуации при участии этого предмета (то есть иметь навыки поведения на дороге).
Публикация «„Мир, в котором я живу“, Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте дети получают те познавательные способности, которые будут ими использованы на протяжении всей дальнейшей жизни. Детям свойственно с рождения познавать окружающий мир доступными способами – через осязание, цветовое восприятие, задача воспитателя – систематизировать знания детей, привить конкретные навыки и модели поведения в обществе, в бытовых и экстремальных условиях. Залогом успеха в этом может стать использование и сочетание различных по содержанию и форме видов воспитательно-образовательной деятельности: проведение игр, КВН, бесед, НОД, а также чтение соответствующей литературы. Всё это способствует расширению и развитию познавательных способностей – памяти, внимания, восприятия.
Весьма актуальной и важной для ребёнка в условиях современной действительности, когда на улицах стало более интенсивное транспортное движение, развивается коммуникационная сеть, отмечается большое скопление людей, является безопасность.
Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Сейчас в мире при наличии высокого технологического развития, требования к безопасности ещё выше. Ёсли в древнем мире не было автомобилей, электроприборов, то сейчас ребёнок попадает в мир сложных устройств и заложить фундамент безопасности, дать представление об её основах, является очень важным моментом познавательной деятельности.
Получить такое представление можно с помощью проекта «Мир, в котором я живу».
Общими задачами проекта являются: обогащение чувственного и эмоционального опыта освоения детьми знаний, развитие интереса к миру и процессу познания, развития мышления в плане познания себя, своего место в природе, в мире людей.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и был апробирован в старшей группе МДОБУ №15 в течении учебного года. Анкетирование показало высокую эффективность проекта. Дети приобрели не только знания об окружающем мире, но и научились безопасно жить в нем, расширили свои познавательные способности. Проект может быть рекомендован для использования в других детских учреждениях.
Занятия проводились два раза в неделю по 20-25 минут. Первые занятия направлены на диагностику познавательных процессов. Данные диагностики позволяют отслеживать и сопоставлять результаты в течение года. Все занятия подбирались с учета принципов от простого к сложному, доступности и наглядности. Проект разделен на четыре блока: «Я – дома», «Я на улице», «Я в природе», «Я и мое здоровье». Такое разделение позволяет дать более разносторонние знания. У детей формируются устойчивые модели поведения в каждой составляющей окружающего ребенка мира. Каждый блок имеет определенные цели. Все цели блоков решаются в различных формах в определенных последовательностях: дидактические игры, визуальное восприятие через рассматривание, викторине, досуге, беседы, образовательная деятельность, наблюдение, чтение, загадки. Такое сочетание видов деятельности позволяет разнообразить детям познавательный процесс.
Блок «Я дома» предназначен для того, чтобы привить навыки безопасности в домашней обстановке исключить какие – либо вредные воздействия на ребенка электробытовых приборов, научить правилом поведения в экстремальных ситуациях (закрепить знания о специализированных службах помощи, обращения с домашними животными. А так же как показывает практика, дети плохо знают как вести себя при общении с посторонними людьми. Эта проблема вытекает из того, что родители несколько упускают этот момент в дошкольном возрасте, а в дальнейшем считают такие нормы усвоенными. Однако на деле, оказывается, что в знаниях по этому вопросу у детей имеется пробел. Причем в познавательном процессе используются постановки не на прямые запреты, а на умения правильно обращаться с теми или иными предметами.
Например, в этом блоке используется дидактическая игра «У меня зазвонил телефон». Суть игры через наглядное пособие научить общению с различными людьми: родными, посторонними. При этом делается акцент на закрепление определенных правил этого общения: вежливость, корректность, осторожность. Скажем, незнакомым людям лучше сказать: «Я вас не знаю» и закончить диалог.
Блок «Я на улице» призван закрепить знания правил дорожного движения и поведения в сложившейся ситуации на улице. Опираясь на собственный опыт, можно сказать, что основную роль играет наглядность. По сколько визуально моделируются ситуация на дороге и последствии вспомнив картину, ребенок восстановит в памяти логическую цепочку, связанную с ней. Таким образом правила поведения автоматизируется. Сопровождается изображение стихотворным материалом, а как известно, слова в рифмах запоминаются лучше. Это позволяет повысить усвоение. В группе имеется макет, отображающий улицы города, дети имеют возможность самостоятельно построить город, расставить знаки дорожного движения. На его основе обыгрываются дорожные ситуации.
Блок «Я в природе» учит правилом поведения в природе, взаимосвязи человека и природы. В этой части познавательного процесса изучается общение с природой, знакомство с природными явлениями, с многообразием растительного и животного мира (здесь дети изучают виды ядовитых растений, насекомых, правило безопасности при столкновении с ними). На пример зачастую дети не знают, что не стоит размахивать руками при появлении, скажем, ос.
Значительное место в этом блоке отводится различным экологическим проектам. Таким, как «Команда спасателей», «Не ходите по газонам», «Лесная аптека», «Почемучкина полянка», «Гололед» и так далее. Дети на собственном опыте учатся взаимоотношениям с природной средой и ее обитателями.
Блок «Я и мое здоровье» имеет цель: уточнить представление о человеческом теле, повысить интерес к своему здоровью. Основной формой работы здесь являются тематические беседы. На пример, благодаря беседе «Познай себя», дети получаются элементарные представления о роли органах чувств в жизни человека. Закрепляются знания в «Уроках Мойдодыра» - «Дружи с водой», «Чтобы глаза видели», «Чтобы уши слышали» и т. д.
Завершается проект итоговым занятием в форме викторины, на котором дети вмести с родителями демонстрируют полученные знания. В целом, основываясь на практике, считаю не обходимым вовлечения родителей в познавательный процесс вместе с детьми.
На пример, удачный в использовании следующие направления:
- собрания (общие и групповой) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемому проекту;
- организация различных мероприятий (досугов, развлечений, занятий) с участием родителей (в том числе с использованием профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарника);
- ознакомления родителей с результатами обучения детей, в том числе информации в «Уголках для родителей».
Хочется напомнить, что ребёнок учится законам безопасного поведения у нас с вами. И ничто не убеждает лучше примера.