Получи документы

Дополнительная программа образования «Мир лекарственных растений»

Ковалева Наталья Дмитриевна
Дополнительная программа образования «Мир лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «В мире лекарственных растений» будет одной из таких форм. Программа курса предназначена для младших школьников, интересующихся исследовательской деятельностью в окружающей среде. Программа направлена на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде и укреплению здоровья, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к сохранению окружающей среды и укреплению здорового образа жизни. Также обусловлена тем, что знания, умения полученные учащимися в ходе исследования окружающей среды, в частности мира лекарственных растений в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель - расширить знания учащихся о лечебных свойствах лекарственных растений и о значении их для здоровья человека.

Задачи:

• Формирование знаний о целебных свойствах лекарственных растений в процессе познавательной деятельности учащихся;

• Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности элементарных правил нравственного поведения в мире лекарственных растений и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• Освоение доступных способов изучения правил сбора и хранения лекарственных растений;

• Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Отличительные особенности программы - на занятиях проводятся с детьми несложные наблюдения за лекарственными растениями в природе, ставятся опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы. Использование учащимися различных справочных изданий (словарь по естествознанию, определитель лекарственных растений на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации. Занятия по изучению мира лекарственных растений вырабатывают такие качества личности, как наблюдательность, любознательность, внимательность, любовь к окружающему миру, родной природе, забота об укреплении и сохранении собственного здоровья. Занятия способствуют гармонизации отношений детей с окружающей средой. В процессе реализации программы ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7-8 лет, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализации 35 часов. Продолжительность занятий 30 минут.

При реализации программы используются ключевые понятия: лекарственные растения, народная медицина, фиточай, гербарий, фитотерапия.

Программа разработана на основе рабочей программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. В реализации данной программы являются участниками учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, все, кто связан с миром детства. Используются следующие формы работы: групповая, коллективная, работа в парах.

Методы и технологии, основанные на системно-деятельностном подходе, предполагают применение разнообразных организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности:

• метод формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

• метод наблюдения, практическая творческая работа, прогнозирование, отслеживание содержательного объёма, осмысленность, система в знаниях, прочность и действенность, объективность, индивидуализация, систематичность;

• метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение);

• метод контроля, самоконтроля и самооценки воспитания.

Технологии:

• Педагогика сотрудничества

• Игровые технологии

• Проектная деятельность

К концу курса программы у учащихся должны сформироваться следующие результаты УУД:

личностные результаты:

• определять характер взаимоотношений человека и природы;

• устанавливать примеры влияний этих отношений на лекарственные растения, здоровье и безопасность человека;

• готовности слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого;

• иметь свою точку зрения, излагать свое мнение;

• создание собственных высказываний;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

• соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

• использовать знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;

• планировать, контролировать и оценивать действия в процессе познания окружающего мира в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации.

метапредметные результаты:

• использовать естестественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений;

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи информации;

• готовить небольшие презентации по результатам наблюдений опытов;

• моделировать лекарственные растения и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструкторов;

предметные результаты:

• узнавать лекарственные растения в окружающей среде;

• описывать на основе предложенного плана лекарственные растения, выделять их существенные признаки;

• проводить несложные наблюдения за лекарственные растениями в окружающей среде;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

• следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

Формы подведения итогов реализации программы:

• диагностика (текущая, промежуточная, итоговая)

• защита проектов;

• «круглый стол»;

• выставка стенгазет, альбомов детских рисунков;

• составление гербария.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙПЛАНОБУЧЕНИЯ

Таблица1.1

№ Название раздела Количество часов

1. Лекарственные растения моей малой Родины 9

2. В гостях у леса. 6

3. Растения луга. 6

4. Узнаем больше целебных свойствах о лекарственных травах 12

Итого: 33

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1.2

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе

теоретических практических

1. ЛекарственныерастениямоеймалойРодины(9часов)

1. Введение. Экскурсия в поле. 1 1

2. Цветы и травы – это только красота? 1 1

3. Самое удивительное чудо на свете – цветы. 1 1

4. Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных растений нашего района. 3 2 1

5. Подготовка к проекту «Защитим редкие растения нашей малой Родины» 1 1

6. Как хорошо быть вместе на природе! 1 1

7. Проект «Защитим редкие растения нашей малой Родины» 1 1

2. Вгостяхулеса(6часов)

1. В гостях у Старичка-Лесовичка 2 1 1

2. Занятие-экскурсия «Во поле берёзка стояла». Разучивание стихов о русской берёзе. 1 1

3. Ель и сосна-лекарственные растения. 1 1

4. Отгадай загадку леса. 1 1

5. Семейная стенгазета «Наши зеленые друзья» 1 1

3. Растения луга (6 часов)

1. Игра «Найди, о чём расскажу» 1 1

2. Дидактическая игра «Узнай по запаху». 1 1

3. Изготовление книжек-малышек о лекарственных растениях. 1 1

4. Занятие-сказка

«Старый подорожник» 1 1

5. Составление гербария. 2 2

4. Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных трав (12 часов)

1. Круглый стол «Мое здоровье в моих руках» 1 1

2. Свойства целебных трав. 3 2 1

3. Бабушкины рецепты. 2 1 1

4. Фитотерапия. 2 1 1

5. Болен – лечись, здоров – берегись! 2 2

6. Викторина «Польза лекарственных растений» 1 1

7. Заключительное занятие.

Семейные посиделки «В гостях у самовара. Пьем фиточай» 1 1

Содержание программы:

Младший школьный возраст - оптимальный период обеспечения ценностно–смысловой ориентации учащихся и познавательно - универсальных действий. Положительное отношение учащихся к окружающей среде позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Раздел 1. Лекарственные растения моей малой Родины (9 часов).

Введение. Экскурсия в поле.

Введение. Ввести детей в мир природы, познакомить с миром лекарственных растений и правилами безопасного поведения в природной среде. Дать понятие – лекарственные растения. Цветы и травы – это только красота? Разыгрывание ситуации «Правила поведения в природной среде».

Цветы и травы – это только красота?

Экскурсия в школьный двор. Признаки живой и неживой природы. Игра «Найди лекарственное растение»

Самое удивительное чудо на свете – цветы.

Показать роль цветов в жизни человека. Работа в группах «Защити свой цветок»

Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных растений нашего района.

Знакомство детей с историей лекарственных трав, их значение в жизни человека. Просмотр слайдов презентации «Лекарственные растения нашего района». Использование детьми предметных картинок с изображением лекарственных растений

Подготовка к проекту «Защитим редкие растения нашей малой Родины»

Наблюдение за некоторыми видами трав с целью определения их внешних признаков, свойств. Работа с энциклопедией «Мир растений». Использование географической карты Ставропольского края. Работа учащихся в группах с Красной книгой Ставропольского края.

Как хорошо быть вместе на природе!

Экскурсия за село. Ролевая игра «В царстве лекарственных растений»

Проект «Защитим редкие растения нашей малой Родины»

Ребята знакомятся с редкими растениями региона, рассматриваются вопросы охраны растений, их роль в природе и жизни человека. В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений, их лекарственных свойств, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений.

Раздел 2. В гостях у леса (6 часов)

В гостях у Старичка-Лесовичка

Работа в парах. Отгадывание загадок о Старичка-Лесовичка. Описание картин леса. Коллективная работа «Композиция леса».

Занятие-экскурсия «Во поле берёзка стояла».

Разучивание стихов о русской берёзе. Исполнение песни «Во поле береза стояла».

Ель и сосна - лекарственные растения.

Роль хвойных лесов в окружающем мире. Оказание благотворного влияния хвойных лесов на организм человека. Простейшая лабораторная работа с использованием паровых ванночек.

Отгадай загадку леса.

Правила поведения, общения с природой. Моделирование строения дерева (работа в паре). Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы).

Семейная стенгазета «Наши зеленые друзья»

Выставка. Защита семейной стенгазеты.

Раздел 3. Растения луга (6 часов)

Игра «Найди, о чём расскажу»

Лото «Растения луга»

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Работа со словарем по естествознанию, определителем растений на основе иллюстраций. Использование собранного природного материала.

Изготовление книжек-малышек о лекарственных растениях.

Использование готовой модели для описаний свойств растений. Изготовление книжек-малышек.

Занятие-сказка «Старый подорожник».

Инсценирование сказки «Старый подорожник».

Составление гербария.

Дать понятие гербарий. Работа в группах. Составление гербария.

Раздел 4. Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных трав. (12 часов)

Круглый стол «Мое здоровье в моих руках»

Обсуждения правил здорового образа жизни, правил поведения в мире природы и людей, элементарных норм адекватного природокультуросообразного поведения в окружающей природной социальной среде.

Свойства целебных трав.

Знакомство со сборами лекарственных трав. Использование простейшего лабораторного оборудования. Работа с естественно - научным текстом «Лекарственные растения» на электронном носителе. Экскурсия в аптеку.

Бабушкины рецепты.

Знакомство с использованием народных рецептов для лечения болезней в семье. Знакомство с лекарственными растениями нашего региона и рецепты их использования. Изготовление отвара и настоя для сохранения красоты и здоровья.

Фитотерапия.

Дать понятие - фитотерапия. Значение фитотерапии для здоровья человека. Знакомство с памятками народных рецептов. Практическая работа «Изготовление фиточая».

Болен – лечись, здоров – берегись!

Обучение простым навыкам самоконтроля самочувствия для сохранения и укрепления здоровья. Рекомендации использования лекарственных трав при различных заболеваниях.

Викторина «Польза лекарственных растений»

Актуализация знаний учащихся о лекарственных растениях.

Заключительное занятие. Семейные посиделки «В гостях у самовара. Пьем фиточай».

Выставка поделок учащихся. Исполнение стихов, песен о природе. Инсценировка «Душистый чай». Игры и конкурсы. Чаепитие.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№№ Тема Формы занятий Приемы и методы Дидактический материал Техническое оснащение Форма подведения итогов

1. ЛекарственныерастениямоеймалойРодины. -9часов

1. Введение. Экскурсия в поле. коллективная

объяснительный,

наблюдения план-схема, памятки Лупы выработка правил

2. Цветы и травы – это только красота? групповая практический

наглядный план-схема, карточки

Лупы рефлексия

3. Самое удивительное чудо на свете – цветы. Работа в парах объяснительно-

практический видеоролик

фотографии Компьютер

мультимедийный

проектор, интерактивная доска рисунок

4. Узнаем больше о целебных свойствах лекарственных растений нашего района. коллективная объяснительно- иллюстративный,

пиктограммы-схемы, экран настроения, картинки компьютер

мультимедийный

проектор, Рисунок, рефлексия

5. Подготовка к проекту «Защитим редкие растения нашей малой Родины» диагностика наглядный,

практический энциклопедия «Мир растений» географическая карта Ставропольского края. Красная книга Ставропольского края. телевизор видеомагнитофон выработка правил

6. Как хорошо быть вместе на природе! экскурсия объяснительный,

практический, наглядный план-схема, карточки

лупа рефлексия

7. Проект «Защитим редкие растения нашей малой Родины» проект объяснительный,

практический Рисунки, аппликации, поделки мультимедийный

проектор, телевизор видеомагнитофон проект

2. Вгостяхулеса(6часов)

1. В гостях у Старичка-Лесовичка групповая наглядный,

практический

игровой Познавательная литература, картины, природный материал, цвет. бумага, клей, пластилин

компьютер

мультимедийный

проектор рефлексия

2. Занятие-экскурсия «Во поле берёзка стояла». экскурсия практический

наглядный,

наблюдения костюмы, художественная литература фотокамера рефлексия

3. Ель и сосна-лекарственные растения. лабораторная работа, работа в парах объяснительно-

практический Простейшее лабораторное оборудование измерительные приборы видеокамера рефлексия

4. Отгадай загадку леса. Работа в парах объяснительный,

практический Памятки,

модель дерева

компьютер,

мультимедийный

проектор выработка правил

5. Семейная стенгазета «Наши зеленые друзья» проект наглядный,

практический Ватман, краски, вырезки из журналов, природный материал фотоаппарат выработка правил

3. Растениялуга(6часов)

1. Игра «Найди, о чём расскажу» групповая

игровой раздаточный материал - рефлексия

2. Дидактическая игра «Узнай по запаху». занятие-практикум Проблемно - поисковый раздаточный материал, сбор засушенных растений - рефлексия

3. Изготовление книжек-малышек о лекарственных растениях. занятие-практикум, диагностика объяснительно-

практический Фотографиицв. бумага, цв. карандаши, клей компьютер

мультимедийный

проектор Работы учащихся

4. Занятие-сказка

«Старый подорожник».

Инсценирование сказки наглядный,

творческий Костюмы, декорации компьютер

мультимедийный

проектор рефлексия

5. Составление гербария.

занятие-практикум наглядный,

творческий раздаточный материал, сбор засушенных растений компьютер

мультимедийный

проектор Работы учащихся

4. Узнаембольшеоцелебныхсвойствахлекарственныхтрав. -12часов

1. Круглый стол «Мое здоровье в моих руках»

этическая беседа объяснительно- иллюстративный наглядный видеозаписи раздаточный материал компьютер

мультимедийный

проектор выработка правил

2. Свойства целебных трав. занятие-практикум, экскурсия объяснительный,

практический, наглядный памятки компьютер

мультимедийный

проектор, фотоаппарат выработка правил

3. Бабушкины рецепты. занятие-практикум, объяснительно- иллюстративный наглядный практический видеозаписи раздаточный материал компьютер

мультимедийный

проектор, фотоаппарат выработка правил

4. Фитотерапия. практикум объяснительно- иллюстративный наглядный

практический видеозаписи раздаточный материал компьютер

мультимедийный

проектор выработка правил

5. Болен – лечись, здоров – берегись! практикум наглядный,

практический

игровой дидактические

карточки

фотографии компьютер

мультимедийный

проектор, выработка правил

6. Викторина «Польза лекарственных растений» диагностика наглядный,

практический

игровой дидактические

карточки, наглядный материал компьютер

мультимедийный

проектор, выработка правил

7. Заключительное занятие.

Семейные посиделки «В гостях у самовара. Пьем фиточай» Занятие - концерт наглядный,

практический

игровой Комтюмы, муз. инструменты, работы учащихся компьютер

мультимедийный

проектор,

фотоаппарат, видеокамера рефлексия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом:

1. Костина Л. Лечение ромашкой. — М:ООО «АСС – Центр»,ООО «Авеонт»,2009. — С. 128. — 30000экз. — ISBN5-90150-060-1

2. ОшанинС. Л. Возвращениектравам. Дарыприроды/В. А. Солоухин,Л. В. Гарибова,А. Д. Туроваидр. /сост. С. Л. Ошанин. — М. :Экономика,2008. — С. 47. — 304с. — 100000экз.

3. Рыжкова Н. П., Пикунов Е. Ю. Лекарственные растения: От А до Я. — Ростов н/д:Феникс,2006. — 294 – 296с. — 5000экз. — ISBN5-222-08879-0

4. СтоляровБ. А. Основыэкскурсионногодела/Б. А. Столяров,Н. Д. Соколова,Н. А. Алексеева. – СПб. ,2002

5. Краеведение: пособие для учителя /под редакцией А. В. Даринского. – М. ,2007

6. Флора европейской части СССР/ Отв. ред. Н. Н. Цвелёв. — РАН – Ботанический институт им. М. Л. Комарова. — СПб:Наука,1994. — Т. 7. — с. 317с. — 920экз. — ISBN5-02-026726-0

7. http://bibliotekar.ru/lekarstvennye/6/46.htm

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

1. ГубановИ. А. ,КиселёваК. В. ,НовиковВ. С. ,ТихомировВ. Н. ИллюстрированныйопределительрастенийСреднейРоссии. — М:Т-вонаучныхизданийКМК,Ин-ттехнологическихисследований,2004. — Т. 3. — С. 459. — 3000экз. — ISBN9-87317-163-7

2. ЖуковаТ. А. Царствоцветов/сост. Т. А. Жукова. -М. :Белыйгород,2008.-30с. :ил. -(Читаемсами. Мирвокругнас).

3. КолпаковаО. В. Занимательноеприродоведение/О. В. Колпакова;худож. Ю. Н. Абрамова;ред. Н. С. Жукова. -М. :Белыйгород,2009.-143с. :ил. ,фото. -(Мояперваякнига).

4. Зелёныестраницы:хрестоматияпоэкологиидляначальнойшколы/сост. С. Сахарнов;худож. Т. Капустина. — СПб. :ДЕТГИЗ-Лицей,2005. — 144с. :ил.

5. Энциклопедическийсловарьлекарственныхрастенийипродуктоживотногопроисхождения. Учеб. пособие/Подред. Г. П. ЯковлеваиК. Ф. Блиновой. — 2-е,испр. идоп. — СПб:СпецЛит;СПХФА,2002. — 242с. — 2000экз. — ISBN5-299-00209-2

6. Дзир,Валерия. Научно-познавательнаялитература[Электронныйресурс]/В. Дзир//Детскийпортал «Солнышко».-Режимдоступа:http://www.solnet.ee

7. Шелипова,С. А. Знакомствонаучно-познавательнойлитературой[Электронныйресурс]/С. А. Шелипова//МОУ"Гимназия". — Моршанск, б. г. — Режимдоступа:http://www.mgym.ru/biblioteka/meropriyatiya-biblioteka/149-znakomstvo-nauchno-poznavatelnoi-literaturoi.

Публикации по теме:

«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины Автор: Федосеева Юлия Владимировна Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования. Назначение: Гербарий можно.

День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке»День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дополнительная программа образования «Мир лекарственных растений»
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 18:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная программа образования «Мир лекарственных растений»» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Наталья Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД