Вайновская Ольга Васильевна
Мир дошкольного танца. От простого к сложному. Мастер-класс по хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.
Темочки:
На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, мение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Свою работу я строю по принципу от простого к сложному.
Целевые ориентиры младшей группы:
• Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
• Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
• Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
• Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
• Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Целевые ориентиры средней группы:
• Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
• Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трех-частной формой музыки.
• Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
• Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.
• Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба: торжественная, спокойная, таинственная; бег: легкий, стремительный).
Целевые ориентиры старшей группы:
• Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
• Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или мед-ленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
• Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
• Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
• Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Целевые ориентиры подготовительной группы:
• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
• Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).
• Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).
• Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.).
• Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
• Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Музыкально-ритмическая композиция «Лучики»
Младшая группа
Композиция выполняется лицом в круг по показу педагога.
Цель: научить детей выполнять упражнение чётко и выразительно в соответствии с музыкой.
Исходное положение: ноги вместе, руки в стороны на уровне груди согнуты в локтях; в руках жёлтые султанчики – лучики.
Вступление (4 такта) – дети слушают музыку.
Маленькие лучики мы поймали в рученьки.
По дорожке мы идем, песню весело поем - дети идут по кругу друг за другом, качают султанчиками из стороны в сторону;
Лучик справа, лучик слева – «пружинка» вправо-влево;
Ярко лучики горят – махи султанчиками перед собой;
Будто солнце прилетело к нам на праздник в детский сад – поворот вокруг себя.
Проигрыш (4 такта) – потрясти султанчиками перед собой.
Озорные лучики пляшут в наших рученьках.
Слышат нашу песенку и смеются весело – дети приседают и встают, поднимая и опуская руки;
Лучик справа, лучик слева – «пружинка» вправо-влево;
Ярко лучики горят – махи султанчиками перед собой;
Будто солнце прилетело к нам на праздник в детский сад – поворот вокруг себя.
Проигрыш (4 такта) – потрясти султанчиками перед собой.
Ой, как жарко рученькам от горячих лучиков – положить султанчики на пол перед собой;
Пусть ладошки отдохнут – 4 хлопка;
А потом плясать начнут – поднять султанчики с пола;
Лучик справа, лучик слева – «пружинка» вправо-влево;
Ярко лучики горят – махи султанчиками перед собой;
Будто солнце прилетело к нам на праздник в детский сад – поворот вокруг себя.
Проигрыш (4 такта) - потрясти султанчиками перед собой.
Закончили упражнение. [/i
«Танец по кругу»
Средняя группа
Цель: научить детей двигаться в парах по кругу, соблюдая ровные интервалы; учить уважительному отношению друг к другу.
Исходное положение: дети стоят по кругу парами – мальчики спиной к центру, девочки лицом к центру (смотрят друг на друга, ноги вместе, руки на пояс.
Вступление – дети качают головками право-влево.
На носок, на носок – правую ногу поставить на носочек вперёд, затем левую;
Каблучками топнем – притоп 4 раза;
Поворот, поворот – поворот в правую сторону;
И три раза хлопнем – 4 хлопка;
Шаг назад, шаг вперед – движение по тексту;
Дали руку другу – мальчик поворачивается лицом по кругу и подаёт девочке правую руку, девочка поворачивается лицом по кругу и подаёт мальчику левую руку;
Вместе весело пойдем по большому кругу – дети стоят на месте и качают головой в такт музыки.
Проигрыш – дети идут по кругу, на конец фразы повернуться лицом друг к другу в исходное положение.
Топ, да топ,топ, да топ топают сапожки – притопы на месте;
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп хлопают ладошки – хлопки в ладоши;
Покачали головой – движение по тексту;
Дали руку другу– мальчик поворачивается лицом по кругу и подаёт девочке правую руку, девочка поворачивается лицом по кругу и подаёт мальчику левую руку;
Вместе весело пошли по большому кругу – дети стоят на месте и качают головой в такт музыки.
Проигрыш – дети идут по кругу, на конец фразы повернуться лицом друг к другу и взяться в «лодочку».
А теперь все в кружок дружно соберемся – покружиться в паре;
Подмигнем все разок – покачать головой 2 раза;
Да и разойдемся– покружиться в паре;
Раз хлопок, два хлопок – 4 хлопка;
Дали руку другу – мальчик поворачивается лицом по кругу и подаёт девочке правую руку, девочка поворачивается лицом по кругу и подаёт мальчику левую руку;
И опять пошли гулять по большому кругу – дети стоят на месте и качают головой в такт музыки.
Проигрыш – дети идут по кругу на свои стульчики.
«Солнечная полечка»
Старшая группа
Цель: Учить детей танцевать, ориентируясь на зрителя, без подсказки педагога.
Исходное положение: В танце участвует чётное количество детей. Дети стоят вдоль правой и левой стен зала через одного – мальчик, девочка. Руки на пояс, ноги вместе.
Вступление – дети слушают музыку, готовятся к танцу.
На весенней на полянке,
Собрались девчушки – все девочки идут к противоположной стороне зала с высоко поднятыми коленями и натягивая носок. Встают в колонну лицом к зрителю.
Яркие как солнышко
Рыжие веснушки – 4 pikke с правой ноги.
Хи-хи-хи, ха-ха-ха – движение «посмеялись» - ручки прикладывая на животик и разводя в стороны;
Собрались подружки – поворот вокруг себя;
Хи-хи-хи, ха-ха-ха – повторить движение «посмеялись»;
Веснушки-хохотушки – повторить поворот.
Проигрыш – покачать головой.
Смех весёлый услыхали
Крохотные мальчики – все мальчики идут к противоположной стороне зала с высоко поднятыми коленями и натягивая носок. Встают в колонну лицом к зрителю рядом со своей девочкой с левой стороны от неё;
Жёлтые как солнышко
Солнечные зайчики – все дети выполняют 4 pikke с правой ноги.
Прыг да скок – 2 sote;
Поворот – поворот вокруг себя;
Крохотные мальчики – 4 хлопка;
Ножкой топ, ручкой хлоп – движения по тексту;
Солнечные зайчики – 4 sote.
Проигрыш – дети берутся за руки и образуют круг.
И пошёл весёлый пляс,
Подружились крепко.
На полянке в тот же час
Солнечные детки – дети идут по кругу и выстраиваются в колонны с двух сторон зала лицом к зрителю.
Топотушки топ-топ-топ,
Похлопушки хлоп-хлоп-хлоп.
Попрыгушки прыг да скок,
И быстрый поворот – движения по тексту.
Проигрыш – дети берутся за руки и проходят на стульчики.
«Радуга»
Подготовительная группа
Цель: Учить танцевать с предметами в парах (полотна ткани, держа с двух сторон).
Исходное положение: На полу в центре зала лежат 7 полотен цвета радуги. В танце участвует 14 человек. Дети стоят с двух сторон зала, лицом друг к другу.
Вступление – дети идут с носка в центр к полотнам, присаживаются, берут полотна, встают и растягивают их по всей длине.
Дождик прошёл – взмах красного полотна;
И трава серебрится – взмах оранжевого полотна;
Пахнут сильнее цветы – взмах жёлтого полотна;
Дождик прошел – взмах зелёного полотна;
Зачиркали птицы – взмах голубого полотна;
Радугу ждём я и ты – взмах синего полотна;
Я и ты – взмах фиолетового полотна.
Радуга, радуга – дети с красным полотном делают взмах и меняются местами;
Свет доброты над планетой – дети с оранжевым полотном делают взмах и меняются местами;
Радуга, радуга – дети с жёлтым полотном делают взмах и меняются местами;
Дарит улыбки всем детям – дети с зелёным полотном делают взмах и меняются местами;
Каждой травинке и бабочке – дети с голубым полотном делают взмах и меняются местами;
Девочке каждой и мальчику – дети с синим полотном делают взмах и меняются местами;
Радуга, радуга – дети с фиолетовым полотном делают взмах и меняются местами;
Свет доброты над планетой – все дети делают взмах.
Пусть будет утро всегда только добрым – «качеля» - один ребёнок присаживается на корточки, полотно на пол, другой поднимает руки с полотном вверх;
Хватит печаль и невзгод – «качеля» - ребёнок встаёт с корточек, другой садится на корточки;
Пусть над планетой красивой огромной – «качеля»;
Радуга чаще встаёт – «качеля».
Радуга - все дети делают взмах.
Радуга, радуга – зелёное полотно взмах, под него забегает жёлтое полотно крест на крест;
Свет доброты над планетой – зелёное, жёлтое взмах, забегает голубое крест на крест;
Радуга, радуга – взмах зелёное, жёлтое, голубое, забегают оранжевое и красное крест на крест;
Дарит улыбки всем детям – взмах зелёное, жёлтое, голубое, оранжевое и красное, забегают крест на крест синее и фиолетовое;
Каждой травинке и бабочке – взмах всех полотен, дети с зелёным полотном меняются местами, получился цветок;
Девочке каждой и мальчику
Радуга, радуга
Свет доброты над планетой – дети идут по кругу до своих мест.
Радуга, радуга – «качеля» в цветке;
Свет доброты над планетой – «качеля» в цветке;
Радуга, радуга – «качеля» в цветке;
Дарит улыбки всем детям –«качеля» в цветке;
Каждой травинке и бабочке – раскручиваем цветок – дети с зелёным полотном бегут на свои места;
Девочке каждой и мальчику – дети с синим и фиолетовым полотнами бегут на свои места;
Радуга, радуга – дети с красным и оранжевым полотнами бегут на свои места;
Свет доброты над планетой – дети с голубым полотном бегут на свои места;
Свет доброты над планетой – дети с жёлтым полотном бегут на свои места; взмах полотнами и присесть на корточки, полотна положить на пол.