Жуковина Ольга
Минутки здоровья в режиме дня у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Минутки здоровья в режиме дня дошкольников»
Консультация для воспитателей
Сформировать у маленького ребёнка интерес к своему здоровью, ответственность, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор позволяют «минутки здоровья». Это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительные самоощущения. Ежедневное применение «минуток здоровья» в работе с дошкольниками позволит снизить умственное утомление, улучшить функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой.
Публикация «Минутки здоровья в режиме дня у дошкольников» размещена в разделах
Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. «Минутки здоровья» можно проводить перед выходом на прогулку, между различными видами деятельности: рисованием, чтением, лепкой, перед сном, после пробуждения. Продолжительность этих игровых упражнений, «маленьких мини-спектаклей» невелика, всего 1-3 минуты, а оздоровительный эффект очень значимый, сопровождаются они легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту. К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, гимнастику звукопроизношения, игровой тренинг, гимнастику здорового зрения, корригирующие упражнения для мышц спины и стопы, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Показывает гимнастику взрослый, а дети с удовольствием повторяют за ним. Например, к ним относится:
игровой самомассаж шеи и грудной области (дети учатся приё мам массажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, похлопыванию, постукиванию и направлению массажных линий от периферии к центру, по движению кровотока.)
Например, упражнение: «Лечим медвежонка»
Медвежонок наш простужен, мёд ему сегодня нужен.
Мы дадим ему на ужин (поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)
А потом, потом, потом, мёдом грудку разотрём (растирание больших грудных мышц основанием ладоней)
Для профилактики осанки и укрепления опорно-двигательного аппарата поможет упражнение:
«Стрекоза»
Я стрекоза, я стрекоза, есть и крылья и глаза
Шейка тоненькая, спинка ровненькая!
(Исходное положение – ноги вместе, руки на пояс; поднимаем и опускаем плечи, наклон вперёд, поворот головы влево, вправо, выпучив глаза;
встать на носки, спина прямая, плечи отвести назад, свести лопатки)
К оздоровительным минуткам относится :
дыхательная гимнастика, которая способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких. Например:
«Красный шарик»
Воздух мягко набираем (вдох, шарик красный надуваем (выдох)
Шарик тужился, пыхтел (вдох, лопнул он и засвистел (выдох со звуком с-с-с-с)
Для развития мелкой моторики и снятия напряжения используется: пальчиковая гимнастика. Например, упражнение
«Ладошки»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (растираем ладони и каждый пальчик)
Поздороваюсь со всеми, никого не обойду
С ноготками поиграю, друг о друга их потру
Потом руки помочалю, плечи нежно разомну.
Затем руки я помою (поглаживание, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики!
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
Звуковая гимнастика повышает обменные процессы в организме человека за счёт звуковой вибрации, микроциркуляцию в области лёгких, стимулирует деятельность диафрагмы, повышает эмоциональный тонус.
Например, упражнение: «Вертолёт»
Вертолёт, вертолёт, посади меня в капот (сидя на стуле, ноги вместе, отводим руки назад-в стороны, произнося звук р-р-р).
А в капоте пусто, выросла капуста (руки опускаем вниз и произносим звук ф-ф-ф-ф).
Произношение этих звуков также укрепляет мышцы языка. «Минутки здоровья» можно найти в методическом пособии Т. А. Новомлынской.
В данном пособии педагогам предлагается система развёрнутого планирования «минуток здоровья» для детей дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию по программе «Детство». В нём комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей на занятиях, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье.