Юлия Тришина
Мини-проект. Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»
Проблема: Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Публикация «Мини-проект, Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку „Репка“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Репка»
- «Репка». Проекты
- Темочки
Актуальность проблемы: Метод моделирования - самый актуальным прием обучения пересказу. Русская народная сказка- это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Пересказ и моделирование помогают достичь особую непосредственность восприятия. Многие сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Проект опирается на технологию программы «Развитие» Л. А. Венгера, в которой описан метод моделирования сказок в процессе обучения детей с применением условных заменителей. Технология этой программы дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т. е. может работать в режиме проектирования с применением метода проблемного интегрированного обучения, где серия занятий объединена основной проблемой
Вид проекта - образовательно-игровой
Тип проекта - внутренний, групповой, межпредметный, краткосрочный
Участники проекта - воспитанники детского сада средней группы 4-5 лет, педагог
Основа проекта
Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе
Задачи проекта
• Развитие познавательных и творческих, интеллектуальных
способностей ребенка;
• Развитие способностей к наглядному объектному моделированию,
• Развитие сенсорных способностей и усвоение символов;
• Развитие эмоциональной отзывчивости,
• Развитие комплексных элементов логического мышления, способов
решения познавательных и творческих задач;
• Развитие умения самостоятельно анализировать ситуацию,
создавать идею будущего продукта и план ее реализации;
• Развитие специфических видов деятельности дошкольника
• Личностно-ориентированная модель воспитания, которая
предполагает создание сотрудничества между взрослыми и детьми
Предполагаемый результат:
• Активизация познавательного интереса к художественной литературе;
• Умение пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.
• Развить у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки
• Умение создавать изображение способом конструктивной аппликации на фланелеграфе
• Переживание чувства радости от процесса создания образов героев сказки и образов героев сказки в продукте своей деятельности
• Приоритетные средства обеспечения задач :
• 1. Большой фланелеграф с показным комплектом условных заместителей для воспитателя.
• 2. Условные заместители персонажей сказки на каждого ребенка в комплекте по программе Л. А. Венгера «Развитие»и фланелеграфы.
• 3. Настольный кукольный театр к русской народной сказке «Репка», атрибуты к театру, костюмы и маски к сказке «Репка»
- фрагменты музыки, художественной литературы,
- иллюстрации, репродукции пейзажей,
- вариативные художественные материалы,
- обеспечение ситуации выбора создания художественного образа.
• - создание ситуации, опосредующей необходимость продуктивной деятельности
• Проект осуществляется в рамках
• интеграции образовательных областей
Образовательная область Цели и Задачи
ОО «Познание» Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; Совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе;
Развивать конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление, воображение. Сенсорное развитие
Учить строить аргументированные элементарные высказывания причинно-следственного характера.
Формирование элементарных математических представлений.
ОО «Художественная литература» Развитие навыка пересказа сказки с соблюдением интонации, приобщение к словесному искусству.
Закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания.
ОО «Социализация» Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми в повседневной жизни и во время проведения занятия в детском садую. Развитие игровой деятельности
ОО «Безопасность» Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми в повседневной жизни и во время проведения занятия в детском саду
ОО «Физическая культура» Обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию навыка применения физических качеств
ОО «Коммуникация» Развитие свободного общение со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности. Практическое овладение детьми видами речи.
Выполнение проекта и решение поставленных задач
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
1. Ответы детей на вопросы и отгадывание коротких загадок -описаний
2. Пересказ и обыгрывание детьми сказки с помощью условных заместителей персонажей, подбор их по форме, величине, цвету, характеру персонажа
3. Умение детей ориентироваться на фланелеграфе и построение правильной последовательности модели сказки
4. Развитие физических навыков и общей моторики у детей (Физминутка)
5. знакомить детей с народным фольклором, русскими народными пословицами и поговорками.
6. Закрепление знания детей о репе, о том где и как ее применяют.
7. Развитие у детей творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования (обыгрывание сказки, игра –драматизация)
Результат проекта
Проект актуален и очень эффективен так как:
• Знакомит детей с художественной литературой;
• Учит детей пересказывать и обыгрывать сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей;
• Закрепляет умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания;
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
• Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания;
• Развивает у детей коммуникативные навыки у детей;
• Развивает у детей творческую активность, артистическую способность;
• Развивает у детей двигательное и наглядное объемное моделирование.
Список литературы:
1. Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, В. В. 2000г
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. «Перемена» - 2001 – с. 18
3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика№6
4. О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.
5. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
6. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с. 73.
7. Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000.
Интернет - ресурсы
http :// marathon.1 september. ru / Корчуганова Е. Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования