Галина Шигина
Мини-проект «Осень в гости к нам пришла» для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Гагинский детский сад №1
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Гагинским детским садом №1
___ Е. В. Федоскина
Мини-проект
для детей второй младшей и старшей группы.
Разработчики: воспитатель
Шигина Г. П., Лобанова Т. И
2019 год
Мини-проект
Публикация «Мини-проект „Осень в гости к нам пришла“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
для детей второй младшей и старшей группы.
В сентябре наряд из листьев
Поменяет бор:
Он наденет золотистый,
Праздничный убор.
Листьев жёлтых, листьев красных
Много в эти дни.
Посмотрите, как прекрасно
Выглядит они!
Андрей Парошин
Актуальность темы:
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Цель:
Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе.
Задачи проекта:
- Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, знакомить с новыми техниками выполнения изображения, развивать мелкую и общую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
- Познакомить с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей.
- Активизировать речь детей.
- Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
- Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Прогнозируемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
- Подбор материалов для реализации проекта.
-Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
-Беседы с родителями.
2 этап. Реализация проекта.
Познавательно – исследовательская деятельность
• Игры с красками:
- «Найдем осенние краски»,
- «С какого дерева лист»,
• Игры с песком:
- «Узоры на песке»
• Дидактические игры:
- «Лото»
Игровая деятельность:
• Игры с природным материалом
- шишками,
- каштанами и т. п.
• Сюжетно ролевые игры:
- «Кукла делает букет из листьев»,
- «Кукла Маша готовит зимние заготовки»,
Коммуникативная деятельность:
• Словесно- речевые игры:
- «Оглянись вокруг»,
- «Осенние скороговорки»,
• осенние потешки :
- «Дождик»,
- «Осень»,
-«Листочек»,
- «Осень желтая пришла»
• Дидактические игры:
- «Осень»
- «Поваренок»
- «Парные картинки»
- «Разложи листочки по цвету»
- «Найди все листочки»
- «С какого дерева листок»,
- «Когда это бывает?»,
- «Найди пару».
• Пальчиковые игры:
- «Дождик»,
- «Осенний букет»,
- «Рябиновые бусы»,
- «В лес по ягоды»,
- «Паучок»
Наблюдения на прогулке:
• За деревьями,
• За цветами,
• За травой,
• За насекомыми,
• За животными,
• За птицами,
• За ветром,
• За солнцем,
• За тенью,
• За песком,
• За работой дворника,
• За одеждой людей
Двигательная деятельность
• Подвижные игры:
- «Листопад»,
- «У медведя во бору»,
- «Цветы»,
- «Перелет птиц»,
- «Кленовые листья».
Трудовая деятельность
- Собираем семена цветов,
- Подметание дорожки,
- Сгребание листьев,
Чтение художественной литературы
• Сказки:
- З. Павлюченко «Четыре сестрички»
- Э. Ситдыков «Детская сказка о временах года».
- Крыжановская «Сказка про зайчика и про времена года»
• Стихи про осень
Продуктивная деятельность
• Рисование ладошками «Клен»
• Аппликация «Осенний листопад»
• Лепка «Яблоки»
Обновление среды
• Книжка малышка «Осенние стихи»
• Гербарий
• Книжка малышка «Осенние загадки»
Прослушивание музыки.
• Вивальди Времена года «Осень»
Просмотр мультфильмов
• Лягушка – путешественница
• Веселый огород
• Вершки-корешки
Дыхательная гимнастика
- «Чей листок раньше улетит»
- «Чей листок улетит дальше».
Взаимодействие с родителями:
• Рекомендации покупки изобразительных материалов;
• Фотовыставка «Осенью на прогулке».
• Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».
• Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
• Информационный проспект: «Осень».
Итоги реализации проекта:
• Праздник осени.
• Выставка поделок из природного материала.
Приложения:
№1 Пальчиковая гимнастика
Дождик
Дождик, дождик, поливай! Кончиками пальцев ударяем по другой ладошке
Будет хлеба каравай, Вытягиваем руки вперед, соединяем их в «каравай»
Будут пряники и сушки, Лепим пирожки.
Будут вкусные ватрушки! Соединяем большой и указательный пальчики в колечко.
Осенний букет
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по очереди.
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья березы, листья осины, Загибаем пальчики по очереди.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Паучок.
Паучок бежал по ветке Малыши бегут ручками по столу.
А за ним все его детки. Ручки бегают от кисти до плеча.
Дождик с неба вдруг полил - Машут ручками.
Паучка на землю смыл. Ручки падают на колени
Солнце стало пригревать - Поднимают руки вверх, раздвинув пальчики.
Паучок бежит опять! Ручки бегут по столу.
№2. Конспект осенней прогулки
Цели:
Формировать умение видеть и замечать изменения в природе.
Задачи:
Закрепить признаки осени.
Развивать внимательность.
Развивать мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать познавательный интерес.
Ход прогулки:
Беседа об осени
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что изменилось в последнее время?
Дети: Листья пожелтели, стало холоднее, люди стали теплее одеваться и т. д.
Воспитатель: Какому времени года соответствует такая погода и такие природные явления?
Дети: Осени
Воспитатель: Да, наступила осень. Всю землю покрыли опавшие с деревьев листья. Поэтому осень называют «золотой». Присмотритесь и понаблюдайте, листья с деревьев падают по-разному: один летит к земле, другой кружится, кружится и медленно опускается на землю. Давайте, попробуем взять листок и опустить его в воздухе.
Опыт «Как падает осенний лист»
Вывод: Листья очень легкие, поэтому они летят медленно
Воспитатель: Когда дует ветер, и много листьев с шуршанием падает на землю, это явление называется листопадом. Давайте рассмотрим листья, все ли они одинаковые?
Дети: Нет, они разные.
Воспитатель: Верно, они разные. Листья берёзы аккуратные, по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие.
Листья ивы удлинённые, узкие, заостренные с обоих концов.
Дубовые листья продолговатые, лопастные, на коротких черешках, с выступающими прожилками.
Вот такие яркие подарки дарит нам осень – опавшие, разноцветные, красивые листья. А вы любите осень?
Дети: Да
Воспитатель: А за что вы любите осень?
Дети: За красивую природу, за яркий наряд деревьев и т. д.
Воспитатель: Вы чувствуете, как пахнет осень? Давайте насладимся ее запахом
Дыхательная гимнастика
Медленный вдох и три выдоха рывками. Выполняется три раза.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Запомните, как пахнет осень, ведь она будет недолго. Скажите, а какой сейчас месяц?
Дети: Октябрь
Воспитатель: Правильно. В октябре листья с деревьев окончательно опадают и теперь мы увидим листочки на деревьях только весной. Давайте соберем осенние листья и отнесем их в детский сад, чтобы делать из них разные поделки и аппликации.
Игра «Соберем листочки»
В одну корзинку собираем желтые листья, во вторую – оранжевые, а в третью – зеленые.
Дети собирают листья.
Воспитатель: Молодцы, сколько листочков собрали. Я думаю, что наши поделки получатся яркими и красивыми.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, на нем лежат листья. Составьте для осени красивый узор из листьев.
Дети составляю на свое усмотрение.
Воспитатель: Мне кажется, что вы можете очень много, а вот сможете ли вы поймать листок. Это мы сейчас проверим.
Подвижная игра «Поймай листок»
Дети пытаются поймать листок, висящий на ветке или летящий по воздуху.
Воспитатель: Ребята, осень – холодное время года. Нам нужно беречь свое здоровье, поэтому, я принесла сегодня один из даров осени – лук. В луке много витаминов. И, для того, чтобы не болеть его нужно есть. Предлагаю отведать его сегодня за обедом, после прогулки.
№ 3 Дидактические игры:
Игра «С какого дерева листок»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры.
1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).
2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д.)
5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.
Игра «Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.
Игра «Найди пару»
Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках»
№ 4 Подвижные игры:
Игра «У медведя во бору»
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.
Игра «Перелет птиц»
Цель: Закрепить умение залазить на предметы приподнятые над полом (землей, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу.
Ход игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.
№5 Стихи об осени.
Александр Пушкин
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО.
(Из романа "Евгений Онегин")
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
(Отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Константин Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Аполлон Майков
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Евгения Трутнева
УЛЕТАЕТ ЛЕТО
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
ЛИСТОПАД
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло.
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят.
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.
Используемая литература:
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа». Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010.
Т. А. Копцева «Природа и художник. Программа по изобразительному искусству». Москва, Творческий Центр «Сфера», 2001г.
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение», 1991г.
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?». Москва, «Гном и Д», 2001г.