Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Социально-нравственное воспитание дошкольников. Мини-проект «Мой поселок Правохеттинский»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект
«Мой поселок Правохеттинский»
Автор проекта: воспитатель подготовительной группы
«Капитошки»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
МДОУ детский сад «Сказка»
П. Правохеттинский
Надымский район
ЯНАО 2014 г.
Проблема:
-дети мало знают о своем поселке, здесь много молодых семей, где родители являются приезжими из других регионов и городов и сами имеют недостаточно знаний о поселке, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным поселком, его достопримечательностями. Соответственно дети не владеют достаточной информацией.
Публикация «Социально-нравственное воспитание дошкольников, Мини-проект „Мой поселок Правохеттинский“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Актуальность:
-каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом, поселком является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном поселке.
-не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Цель проекта:
- расширение знания детей о родном поселке
-приобщение к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям;
-воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
-формировать представления детей о родном поселке.
-закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, школа
-формировать общее представление об основных зданиях, определяющих облик поселка.
-воспитывать умение видеть красоту родного поселка, радоваться ей и беречь.
-развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Этапы реализации проекта.
1. Концептуальный:
- обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- создание развивающей среды;
- подбор игр и оборудования.
3. Формирующий:
-деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итоговый:
-оценка уровня усвоенных знаний о родном поселке, закрепить нравственно-патриотические чувства.
Содержание проектной деятельности.
Первая неделя
Понедельник. (В первую половину дня)
1. Вопросы для детей «Знаешь ли ты свой поселок?»
Цель: выявить, на какие вопросы детям тяжело ответить и на что обратить внимание воспитателей и родителей.
2. Самостоятельная деятельность детей.
Составление карты – схемы поселка (пометить флажками самые интересные места поселка, места, где уже бывали дети)
Вторник (Режимные моменты)
1. Беседа «Труженики поселка»
Содержание: вызвать интерес к труженикам поселка и их профессии
2. Д/И «Отгадай»
Содержание: учить детей отгадывать профессии своих родителей
Среда (в первую половину дня)
1. Образовательная ситуация «Утро радостных встреч»
Детей встречает игрушка - Лунтик. Расспрашивает детей, в какой стране и поселке они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их поселке.
Цель:
- выявление знаний детей о месте их жительства, домашнем адресе.
2. Рисование «Поселок, в котором я живу. Моя улица, мой дом» (в режимных моментах)
Цель:
- развивать мелкую моторику, память, фантазию
Четверг (во вторую половину дня)
1. Д/и «Расскажи о родном поселке, какой он, наш поселок»
Цели:
- учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
2. Рассказ - беседа об истории возникновения родного поселка
Цели:
-познакомить с историей возникновения родного поселка и его основателями
Пятница (В первую половину дня)
1. НОД.
Конструирование «Наш поселок»
Цель: развивать память, располагать свой дом, улицу с помощью крупного конструктора
2. Работа с родителями: «Улицы родного поселка»
Содержание: предложить найти информацию о количестве улиц поселка и почему их так назвали.
Вторая неделя
Понедельник. (В режимных моментах)
1. Беседа «Достопримечательности поселка»
Цель:
-вспомнить какие бывают здания, для чего их создают
- рассказать о тех людях, которые их создавали
2. Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить достопримечательности поселка (Библиотеку, КДЦ, ФОК, ДК)
Цель: привлечь родителей
Вторник. (Режимные моменты)
1. Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий о поселке.
Четверг (режимный момент)
1. Беседа «Нам любимый детский сад»
Цель:
-учить высказывать своё мнение;
-пробудить желание узнать о работниках
детского сада, об истории детского сада
2. Работа с макетом поселка.
Содержание: обозначение детского сада
Пятница.
1. Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад»
Цели:
-расширять и уточнять представления детей о улице, в котором расположен их детский сад;
- учить работать коллективно, обсуждать детали работы; развивать воображение, память
2. НОД. Природный мир «Животные нашего края»
Цель: расширить знания детей о животных края и поселка
Третья неделя
Понедельник СРИ «Улицы родного поселка»
Цель:
-помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, милицейский участок, почта, детский сад) ;
-развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
2. Продолжить составление макета поселка
Вторник
1. НОД. Развитие речи. «Мои соседи»
Содержание: составление рассказа о своих соседях; развивать связную речь
2. Д/и «Отгадай»
Цель:
-составление и отгадывание загадок на тему «Мои любимые места в Правохеттинском»Среда
1. Экскурсия по поселку (во время прогулки)
- воспитывать интерес к родному поселку
2. Беседа «Что больше всего мне запомнилось и понравилось сегодня на экскурсии по поселку»
Цель: учить передавать свои впечатления об увиденном
Четверг.
1. Беседа: " Что интересного можно рассказать про реку Правая Хетта"
Цель:
-развивать речь, память
2. Растения наших лесов (во вторую половину дня)
Познавательно - исследовательская «Составление Красной книги родного края»
Цель: рассказывание, показ иллюстраций с изображением растений, растущих в наших лесах в нашем крае
Работа с родителями: «Наш лес»
Содержание: предложить родителям найти информацию о растениях, животных, занесённых в Красную книгу
Пятница
1. Беседа «Животные наших лесов» (во вторую половину дня)
Содержание: закрепить знания о животных края, пересказывай беседы с родителями
2. Рисование на тему «Животные родного края»
Цель:
-развивать творческие навыки
Четвертая неделя
Понедельник.
1. Художественное творчество «Что бы я хотел иметь в поселке»
Цель:
-развивать воображение, желание изобразить свои мечты
2. Продуктивная. Изготовление альбома «Мой поселок в будущем»
Содержание: составить альбом работ детей
Вторник
НОД. Развитие речи. Обучение рассказыванию «Поселок, в котором я живу»
Цели:
- активизировать речевой материал по теме «Поселок»
- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами
- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память
2. Игра «Разрезные картинки» (режимные моменты)
Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.
- настольные игры - разрезные картинки с видами поселка
- рассматривание фотографий о родном поселке, его достопримечательностях
Среда.
1. Игровая ситуация «Научи Незнайку»
Содержание: закрепить знания улиц, достопримечательностей поселка.
2. Составление макета поселка
Содержание: предложить детям дополнить макет по желанию
Четверг.
1. Беседа «История нашего поселка и его достопримечательности»
Цель: закрепить знания детей; интерес и любовь к своей малой родине.
2. Самостоятельная деятельность детей
Пятница.
1. Д/и «Угадай, где я нахожусь»
Цель: закрепить знания детей о своем поселке
2. Беседа «Знаешь ли ты свой поселок»
Цель: закрепить знания детей о поселке
Ожидаемые результаты:
- закрепить у детей представление о родном поселке
- закрепление знаний о названиях улиц, районов, ближайших социальных учреждениях
- знания о растительном и животном мире
- закрепить представлений об основных архитектурных сооружениях, зданиях, определяющих облик поселка - умение видеть красоту родного поселка, радоваться ей и беречь;
- умение ориентироваться по карте – схеме поселка.
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного поселка. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего поселка и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего поселка», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном поселке.
Трудности: очень мало информации о своем поселке, о первых жителях
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. ТЦ «Сфера», 1999.
2 .Познакомьте ребенка с родным поселком : консультация для воспитателей
3. Т. С Буторина. ,Н. П. Овчинникова «Воспитание патриотизма средствами образования» из-во «Каро» 2004г.
4. Гражданнское воспитание в Доу Е. А. Позднякова из-во «Учитель» Волгоград 2008 г.
5. М. Ю. Новицкая «Наследие» из-во «Линка-пресс»2003г.
6. Интернет- ресурсы