наталья п
Мини-музей «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспортные данные
Наименование мини - музея : «Волшебница - вода».
Профиль музея: познавательный.
Адресная направленность: дети подготовительной группы
Цель:
Развитие познавательного интереса и
систематизация знаний воспитанников о воде.
Задачи:
Систематизировать и расширять представления детей о воде.
Развивать желание рационального и бережного отношения к воде;
Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека;
Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года;
Публикация «Мини-музей „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Создавать условия для проведения практических опытов с водой.
Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.
Воспитание интереса к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.
Формы деятельности
Мини – музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Форма работы с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы по теме;
2. Проведение дидактических игр («Аквариум», «Где живет вода?», «Как человек использует воду?», «Вода в природе?», «Вода в сказках», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т. д.) и сюжетно – ролевых игр «Моряки», «Семья», «Стирка» и т. д.
3. Проведение игровых занятий и познавательных бесед;
4. Выполнение творческих заданий.
5. Экспериментирование
Оформление мини – музея
Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – образ «Волшебница Вода» и придерживается следующих принципов:
- принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся на верхних полках).
- принцип интеграции образовательных областей.
-принцип наглядности (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).
- принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)
- принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами, дидактическими пособиями и макетами оказывают родители).
- принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки», девочки - сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.
Важная особенность мини – музея : участие в их создании детей и родителей.
Дети чувствуют свою причастность к мини – музею : они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
Характеристика мини – музея
Экспонаты мини – музея
№п/п Название экспоната Количество Источник предоставления
1. CD-диски с мультфильмами, познавательными фильмами о воде и ее обитателях, презентации 4 МБДОУ №5 «Улыбка»
2. Альбом «Морские обитатели» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
3. Альбом опытно – экспериментальной деятельности с водой «Удивительная вода» 5 МБДОУ №5 «Улыбка»
4. Альбом «Водный транспорт» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
5. Альбом «Обитатели моря» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
6. Глобус 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
7. Иллюстрации с изображением водных обитателей (морских, речных, пруда, болота, озера) 4 МБДОУ №5 «Улыбка»
8. Иллюстрации с изображением водоемов (море, река, озеро, болото) 4 МБДОУ №5 «Улыбка»
9. Иллюстрации с изображением свойств воды 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
10. Искусственный снег 1 набор МБДОУ №5 «Улыбка»
11. Д/И «Где живет вода?» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
12. Д/И «Аквариум» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
13. Д/И «Как человек использует воду?» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
14. Д/И «Кто живет в воде?» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
15. Д/И «Вода в сказках» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
16. Д/И «Рыбалка» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
17. Дидактическое пособие «Путешествие капельки» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
18. Картотека опытов с водой 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
19. Картотека «Вода в природе» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
20. Картотека физкультминуток о воде 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
21. Книга «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
22. Книга А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
23. Книга р. н. с. «По щучьему веленью» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
24. Книга А. С. Пушкина «Сказки» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
25. Книга К. Чуковского «Мойдодыр» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
26. Книга лучших сказок «Мама для мамонтенка» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
27. Книжка – раскраска «Маленькому почемучке» 1 ЦДБ им. А. С. Горького
28. Книга «Почему трава зеленая и еще много детских почему» 1 ЦДБ им. А. С. Горького
29. Книга «М. Константиновский «Почему вода мокрая» 1 ЦДБ им. А. С. Горького
30. Книга Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
31. Книга «Рассказики» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
32. Книга В. Степанов «Небылицы» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
33. Книга «Морская азбука» 1 Родители воспитанников
34. Лепбук «Вода – источник жизни» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
35. Макет «Круговорот воды в природе» 1 Родители воспитанников
36. Макет «Водоемы» 1 Родители воспитанников
37. Макет «Болото» 1 Родители воспитанников
38. Макет «Север. Льдины» 1 Родители воспитанников
39. Макет «Аквариум» 2 МБДОУ №5 «Улыбка»
40. Мини – лепбук. Всемирный Экологический день:
*День снега
*День океанов
* День охраны окружающей среды 3
1
1
1 МБДОУ №5 «Улыбка»
41. Мельница 2 Родители воспитанников
42. Образ «Волшебница – вода» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
43. Набор ракушек 2 Родители воспитанников
44. Набор камушек 4 Родители воспитанников
45. Набор для сюжетно – ролевых игр:
*Стиральная машина
*Посуда
*Тазики для стирки
*Штурвал
*Фартуки
*Костюм моряка
*Костюм капельки
*Маски – шапочки (капелька, снежинка, бескозырка)
1
1 набор
2
1
2
1
1
3 МБДОУ №5 «Улыбка»
46. Набор для экспериментирования:
* Баночки
* Пробирки
* Воронки
* Сачки
* Мерные стаканы
* Трубочки
* Губки
* Лупа
* Тазики
*Лейки
*Соль
*Пипетки
*Пищевые красители
*Фартуки и нарукавники
*Мыльные пузыри
*Пищевые красители
*Искусственный снег
4
2 набора
5
4
3 набора
1 набор
1 набор
2
4
4
1баночка
6
1 набор
2 набора
2
1 набор
1 набор МБДОУ №5 «Улыбка»
47. Папка «Стихи о воде» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
48. Папка «Загадки о воде» 1 МБДОУ №5 «Улыбка»
49. Цветные льдинки (продукт экспериментирования) 1 набор МБДОУ №5 «Улыбка»
50. Раскраски водой 3 МБДОУ №5 «Улыбка»
51. Энциклопедия «Планета Земля» 1 ЦДБ им. А. С. Горького
52. Энциклопедия «Тайны моря» 1 ЦДБ им. А. С. Горького
53. Энциклопедия «Подводный мир России» 1 Родители воспитанников
Разделы мини - музея, особенности использования
Раздел «Жизнь в воде».
В данном разделе представлены экспонаты, которые отражают жизнь моря, озера, реки, болота. Это макеты разных водоемов с их жителями. А также разнообразные поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки; наглядные пособия, плакаты, иллюстрации, морские обитатели, рыбы, картинки, которые доказывают, что существует жизнь в воде.
Раздел «Вода в природе».
Материалы данного раздела направлены на знакомство детей с различными природными явлениями (дождь, снег, иней, состояниями воды твёрдое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар, круговоротом воды в природе – макет, раздел в лепбуке.
Раздел «Вода в жизни человека, растений и животных».
Данный раздел помогает раскрыть роль воды в жизни человека. Это иллюстрации, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, дидактические пособия и игры
Раздел «Лаборатория».
В данном разделе представлены материалы для экспериментирования с водой. Что позволит познакомить детей со свойствами воды. Это различные материалы для проведения опытов с водой: различные баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль, трубочки для коктейля и т. д.
Раздел «Библиотека».
Собраны авторские произведения о воде, загадки, пословицы, потешки, дидактические игры, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, различные альбомы, подбор картинок, художественные произведения и познавательные энциклопедии.
Раздел «Наше творчество»
Здесь представлены рисунки, поделки, которые дети сделали своими руками («Кораблик», «Рыбки в аквариуме», «Берегите воду», «Море в разную погоду», «Снежинки»). А также материалы для творчества детей: раскраски, трафареты, фломастеры, цветная бумага и т. д.
Раздел «Медиатека»
Подобраны детские мультфильмы, познавательные фильмы о воде и её обитателях, различные презентации («Снежная королева», «Капель», «Дед Мазай и зайцы», «Сказка о золотой рыбке» и т. д.)
Раздел «Игротека»
Здесь размещаются игры и атрибутика для игр. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом. Д/И «Где живет вода?», Д/И «Аквариум» ,Д/И «Как человек использует воду?» ,Д/И «Кто живет в воде?», Д/И «Вода в сказках»
Д/И «Рыбалка», Стиральная машина, посуда, тазики для стирки, штурвал,
фартуки, костюм моряка, костюм капельки, маски – шапочки (капелька, снежинка, бескозырка)
В мини – музее созданы условия для самостоятельной деятельности детей в каждом разделе. Для этого мы изготовили лэпбук «Вода – источник жизни», а также мини – лепбуки «Всемирные экологические дни» и макеты. Экспонаты можно использовать в образовательной деятельности.
Для облегчения своей работу мы создали для мини – музея различные картотеки: физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр, дыхательной гимнастики, игр с водой, картотеку опытов с водой, беседы с детьми на тему вода.
Наряду с работой с детьми, продумана и работа с родителями. Для просвещения родителей проводятся консультации, беседы.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой. Родители помогают в пополнении экспонатами мини – музея, в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море или приносили из дома, мастерили своими руками.
План мероприятий
Мероприятие Цель
Беседа «Что мы знаем о воде» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.
Создание аппликации «Берегите воду»
Воспитание заботливого отношения к окружающему миру путем ручного труда
Беседа «Чистота та же красота» Прививать детям правила личной гигиены
Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды Создание условий для развития любознательности детей, желание познавать мир
Познавательные макеты водоемов, круговорота воды в природе Расширять представление детей о водоемах и процессе круговорота воды в природе через игровую ситуацию
Экспериментирование Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность.
Коллективная работа - рисунки «Море в разную погоду» Совершенствование умения работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе
Активизировать внимание детей на рассматривании альбома «Животные морей и океанов» Уточнять представления детей о животных морей.
Ситуативный разговор «Чистая река» Формировать представление детей об экологии.
Чтение художественной литературы Приобщение детей к художественной литературе, обогащение представлений о воде и ее обитателях
Создание условий для подвижных народных игр («Рыбак и рыбки», «Удочка», «Ручеек», «Море волнуется раз…») Формирование двигательных навыков, поддержание интереса и внимания
Проведение дидактических игр Расширение представлений о воде, ее значении в жизни человека, животных и растений
Создание условий для сюжетно-ролевых игр Развитие игровой деятельности
Участие детей во Всероссийской викторине «Вода – источник жизни» Выявление одаренности воспитанников детского сада
Работа с родителями Привлечение родителей к сотрудничеству в работе с детьми и ДОУ
Перспектива развития мини-музея
- Пополнение коллекции обучающих мультимедийных презентаций, видеофильмов по этой теме;
– Пополнение детской литературой раздела «Библиотека»
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
Список литературы
1. ООП МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
2. Рыжова Н. А. и другие. Мини – музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка – Пресс, 2008
3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Пантелеева Л. В. Музей и дети. - М. : Изд. дом «Карапуз», 2000.
5. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. - М. : Линка-Пресс, 2003.
6. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.