Ирина Сафонова
Мини-музей в старшей группе детского сада «Наши любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей в старшей группе «Наши любимые сказки»
Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятельность, а так же сделает привлекательным и привычным для детей слово «музей».
Публикация «Мини-музей в старшей группе детского сада „Наши любимые сказки“» размещена в разделах
Мини-музей в ДОУ способствует развитию у детей кругозора, познавательной активности, а так же формированию у детей проектно-исследовательских навыков. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок - обычный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции.
Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Идею создания мини-музея «Наши любимые сказки» нам «подсказали» сами дети. Подсказали своим большим проявлением интереса к чтению сказок.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами и пользуется огромной любовью у детей. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубину своей души. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника - воспитывать в ребенке человечность. Благодаря сказкам идет огромный интерес к волшебным предметам. Поэтому в условиях детского сада есть необходимость к созданию мини-музея. Наглядно увидеть волшебные предметы, а также сплотить родителей в сборе этих предметов. На сегодняшнем этапе жизни данная тема актуальна.
Цель создания мини-музея:
• формировать у детей интерес и любовь к сказкам.
Задачи мини-музея:
• формирование у дошкольников представления о музее;
• знакомить детей с различными видами сказки (народная, авторская);
• обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
• помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений, устанавливать простейшие связи в произведении, выделять яркие поступки героев и оценивать их;
• развивать речь детей, воображение, фантазию;
• воспитывать интерес к коллективной работе;
• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
• включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
Основные принципы работы в музее:
• Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
• Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
• Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными произведениями художественной литературы.
• Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее (рисунки к сказкам, поделки с использованием нетрадиционных техник).
• Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
• Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
• Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
• Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
• Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
• Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Деятельность педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде
В процессе создания мини-музея всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап:
Работа по созданию мини-музея в группе началась с объявления для родителей, чтобы привлечь их внимание к созданию мини-музея.
Провели беседу с детьми о сказках и сказочных героях, в процессе которой выясняли, что ребята уже знают о них.
Предложили детям высказать свое мнение по вопросам:
• Вы любите слушать сказки?
• Кто вам их читает?
• Какие сказки вы знаете?
• Какая самая любимая сказка?
• Какие сказки бывают?
• Каких сказочных героев вы знаете?
• Каким героем хотели бы быть вы? Почему?
• Какие сказочные предметы вы знаете?
• В какой сказке они встречаются?
• В чем заключается их волшебная сила?
• Какие волшебные слова, которые помогают разбудить их сказочную силу, вы знаете?
• Можем ли мы сами создать, придумать сказку?
После анализа анкет родителей и беседы с детьми, как результат, было решено организовать в группе мини-музей.
Практический этап
Участие в создании мини-музея детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.
Для расположения мини-музея использовали различные части групповой комнаты. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты расположены на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.
Мини-музей интерактивен. Экспонаты, которые находятся в мини-музеи можно трогать, рассматривать.
Разделы мини-музея:
Раздел «Волшебные сказки» (библиотека)
Здесь собрано много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап. Оформлены альбомы: «Загадки о сказках и сказочных героях», «Художники-иллюстраторы сказок». В музее находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним. Для прослушивания и просмотра имеется сборник «Сказочник», сборник советских мультфильмов-сказок.
Раздел «Театр сказок».
В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется настольный театр, пальчиковый театр, театр из бросового материала и ниток, кукольный театр, теневой театр, шапочки и атрибуты к разным сказкам для самостоятельной детской драматизации сказок.
Раздел «Мы – сказочники» (игротека)
В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы по различным сказкам, парные картинки «Двойняшки», разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями. Дидактические игры «Угадай сказочного героя», «Из какой сказки волшебный предмет», «Найди отличия», «Расскажи сказку по картинкам», «Что сначала, что потом», «Отгадай по картинкам название сказки», лабиринты.
Раздел «Музейная мастерская» (сами своими руками)
Здесь собраны экспонаты сделанные руками детей, родителей и воспитателей (рисунки, поделки): петушок-золотой гребешок, золушка, баба-яга костяная нога, царевна-лягушка, конек-горбунок, курочка Ряба, репка, маленький принц, дюймовочка, три медведя, три поросенка, под грибом. Имеется материал для самостоятельной деятельности в мастерской: «Сделай сам сказку» (вырежи и наклей, раскраски, бросовый и природный материал для изготовления поделок, альбом для рисования «Моя любимая сказка».
Работа в мини-музеи проводилась по следующим видам деятельности:
- непосредственно-образовательная деятельность (специально организованные занятия,
- совместная деятельность детей и взрослых,
- самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми в мини-музее:
- игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные, настольные игры, пазлы);
- продуктивная (поделки, рисунки);
- коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);
- познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг – совместно с родителями, воспитателями);
- чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями в мини-музее:
- пополнение мини-музея экспонатами,
- сбор информации,
- совместное творчество родителей и детей,
- экскурсии для родителей.
Перспективное планирование работы в мини-музее
• Беседа «Что такое музей?».
Цель:Расширить представление детей о музее; познакомить с правилами поведения.
• Дидактическая игра «Разукрась героя сказки» Цель: Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук.
• Рассматривание фотоальбома «Музей русской сказки»
• Приобретение сказок для мини-музея.
• Приобретение дидактических игр по сказкам.
• НОД по развитию речи «Путешествие в сказку»
Цели: Обучать детей пересказу сказки, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать актерские способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
• Чтение русских народных сказок.
• Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
• Знакомство с новыми книгами сказок, рассматривание иллюстраций.
• Игры с кубиками на составление сказочных сюжетов.
• Приобретение раскрасок по сказкам.
• Чтение сказок детям дома.
• Выставка книг «Много на свете сказок разных»
• Беседа «Какие бывают сказки?»
• НОД по конструированию с использованием природного материала.
Цель: Продолжать
закреплять навыки работы с природным материалом;
• Отгадывание загадок по сказкам.
• Дидактическая игра «Разрезные картинки» Цель: Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.
• Показ настольного театра (детьми) «Три медведя»
• Чтение сказок К. И. Чуковского.
• Обыгрывание знакомых сказок с помощью настольного театра.
• Самостоятельное сочинение сказок (детей с родителями, рассказывание сказок собственного сочинения.
• Пополнение музея пальчиковым театром.
• НОД по рисованию "Иллюстрации к сказке "Теремок"
Цель: узнавать знакомые образы на иллюстрациях: волка, медведя, зайца, лисы, лягушки, мышки; закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных; формировать творческое воображение детей; учить создавать коллективную работу – иллюстрации к книжке; продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков.
• Показ воспитателем сказки «Заюшкина избушка»» (теневой театр)
• Чтение сказок Ш. Перро.
• Дидактическая игра «Назови сказку».
• Вырезывание и раскрашивание силуэтов сказочных героев.
• НОД. Знакомство детей с работой художников-иллюстраторов. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Изготовление лэпбуков «Наши любимые сказки», «Русские народные сказки», «Сказки братьев Гримм», «Сказки народов России»
• Отгадывание загадок о волшебных предметах.
• Разукрась героя сказка (работа с раскрасками)
• Сбор иллюстраций, вырезок из журналов, старых книг сказочных героев для оформления альбома «Герои сказок».
• Беседа «Моя любимая сказка»
• Драматизация-досуг для дошкольников по сказке М. Ю. Картушиной "Заяц - портной"
• Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию»
Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
• Игры по сказкам с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком».
• Дидактическая игра «Герой – предмет»
• Рисование на тему: "Мой любимый сказочный герой" (оформление альбома).
• Экскурсия в детскую библиотеку.
• Чтение русских народных сказок с детьми дома.
• Составление сказки по картинкам (2-3 картинки)
• Создание долгосрочного проекта «Сказка – лож, да в ней намек».
• Дидактическая игра «Назови героев сказки» Цель: Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки.
• Чтение сказок А. С. Пушкина.
• Сюжетно-ролевая игра «Кукольный театр»
• Игра на эмоциональное развитие «Мой любимый персонаж»
• Литературная викторина «У лукоморья дуб зеленый…»
• Оформление альбома «Герои сказок»
• Чтение сказок Г. Х. Андерсена.
• Прослушивание сказок в аудиозаписи.
• Посещение мини-музея «Нащи любимые сказки» (в группе)
• Литературная викторина «Любимые сказки».
• Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.
• Просмотр мультфильмов-сказок.
Работа с родителями:
• Консультация «Музей в детском саду»
• Памятка для родителей: "Книга в жизни ребенка"
• Консультация «Роль театрализованных игр в развитии детей»
• Организовать экскурсию в мини – музей «Волшебная страна сказок» для родителей.
• Привлечь родителей к акции «Подари книгу музею»
• Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку»
Создание мини-музея привело к положительным результатам:
• Родители стали активнее участвовать в жизни группы, улучшились взаимоотношения между родителями и детьми, между родителями и воспитателем установились доверительные отношения.
• У детей и родителей появился интерес не только к мини – музею детского сада, они чаще стали посещать другие музеи и выставки.
• У родителей повысился уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании.
• Дети приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках, их персонажах.
• У воспитанников повысился уровень знаний о народных и авторских сказках, повысилась речевая активность, сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Перспективы развития мини - музея.
- пополнение мини-музея новыми экспонатами;
- проведение досугов, праздников с привлечением родителей;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- подбор художественной литературы;
- проведение экскурсий для детей других групп детского сада;
- проведение на базе музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.