Екатерина Смирнова
Мини-музей «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
Публикация «Мини-музей „В гостях у сказки“» размещена в разделах
В нашем городе есть музеи. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». Так группа наша, вторая младшая, поэтому мы решили начать с простого и близкого для детей, это с мини музея «В гостях у сказки».
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.
Актуальность проекта:
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору работы над проектом «В гостях у сказки».
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта:
Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Задачи проекта:
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками и сказками Корнея Чуковского.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое: воспитатели, родители воспитанников.
Материально – техническое: игровая комната, DVD диски со сказками, музыкой, фотоаппарат, различные виды театра:
• настольные вязанные театры «Репка» «Теремок», «Курочка Ряба», «театр на магнитах: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
• театр на магнитах: «Теремок», «Колобок», «Репка».
• пальчиковый театр: «Репка», «Три медведя».
• настольный деревянный театр «Колобок».
• маски героев сказок.
• картотека пальчиковых игр по сказкам.
• лепбук «Любимые сказки»: стихи, загадки, разрезные картинки. Д/и «придумай сказку», «угадай сказку по отрывку», «угадай сказку по иллюстрации», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет», «Раздели на группы».
• лепбук «Сказки дедушки Корнея»: загадки, советы Мойдодыра, чемоданчик Айболита, собери картинку, театр «Муха-Цокотуха». Д/и: «Угадай сказку», «Найди пару», «Угадай из какой сказки», «Найди отличия».
• дидактическая игра «Угадай героя по контуру».
Информационно – методическое:
• подбор литературы по проблеме, информация интернета;
• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
• собраны книги Чуковского, русские народные сказки.
• раскраски по мотивам сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» сказки Корнея Чуковского.
• консультации для родителей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.