Ляйсан Шайдуллина
Мини-музей в детском саду «Народности Чернушинского района»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
«Народности Чернушинского района»
Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности является одним из направлений работы нашего детского сада.
Темочки:
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Поэтому мы считаем, что приобщать детей к истокам народной культуры, познакомить с основными традициями необходимо с детства. С этой целью в детском саду создана система работы с детьми по данному направлению.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом.
Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка - началом, порождающим личность.
Одной из задач программы развитие являлось пополнение предметно – пространственной среды в заданном направлении, поэтому я организовала работу по сбору материала для мини – музея «Народности Чернушинского района» и, в дальнейшем написала творческий проект на данную тему.
Музей наш небольшой. Здесь собраны атрибуты, костюмы некоторых народностей, куклы, предметы обихода и др.
Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.
Так пришло решение об организации работы с детьми в мини – музеи «Русская изба», в виде экскурсий под названием «Прогулки по прошлому».
Экскурсии проводятся с детьми 4 – 7 лет, в соответствии с перспективным планированием по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Педагог ДОУ, который является экскурсоводом музея, отдаёт себе отчёт в том, что ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребёнок начинает именно с «расшифровывания" для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога – экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры ребёнка.
Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, даёт богатую пищу для размышлений и раздумий. С её помощью происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно – нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом.
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается речь, мелкая моторика, мышление и т. д.).
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в ДОУ назван «мини – музей». Часть слова «мини -» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Кроме того, во время экскурсий, попасть в «прошлое» детям помогает игра – превращение, где происходит переодевание детей в русские народные костюмы.
Так же мини – музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.