Вдовина Татьяна Витальевна
Мини-музей «Удивительный мир камня»
Наш мини-музей в группе № 2 - это познавательный и воспитательный центр, который всегда открыт для посетителей, а экспонаты его используются для проведения игр, опытов и занятий. Разные камни, которые время от времени меняются, лежат в свободном доступе. Дети их трогают, гладят, играют и экспериментируют с ними, но помнят о правилах поведения в нашем мини - музее.
Публикация «Мини-музей „Удивительный мир камня“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Мини-музеи, коллекции
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Обычно в настоящих музеях ребенок и родители - это зрители, а здесь они стали соавторами и созидателями, так как участвовали в работе по сбору и созданию книжек. В создании мини - музея принимали участие все: воспитатели, дети, их братья и сестры, бабушки и родители. Наш мини-музей явился результатом партнерства, который присутствовал на протяжение всего учебного года.
Через мини-музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. Мы создаем условия для всестороннего развития детей, поддержки их инициативы и творческой деятельности.
Ребятам очень нравится играть с камнями, проводить с ними различные опыты, рассматривать их, перекладывать из ладошки в ладошку самый большой, а затем маленький камень, узнавать, какой тяжелее камень, а какой легче. На ощупь дети определяют гладкий или шершавый камень, рассматривая его через лупу, находят крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры. Ребята учатся раскладывать камни по размеру или составлять более сложные ряды, например, выкладывать два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой.
Ребята самостоятельно и вместе с родителями изготавливали из камней разные композиции и поделки. Дети самостоятельно придумывают свои «узоры» и продолжают придуманные ряды. Любят выкладывать геометрические фигуры, цифры, буквы: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками, либо дополнять другие камушки, чтобы получился другой предмет. Дети могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты, считают камешки используя порядковый и количественный счет, выкладывают цифры; выкладывают камешки с дальнейшим осознанием образов; рассматривают книжки, изготовленные своими руками. Самая любимая игра из камушек у ребят - «Крестики-нолики».
Так же дети познакомились с добычей различных пород камней Иркутской области, узнали о полезности многих камней, где они добываются и как применяются. В течение всего года ребята проявляли интерес к камням, искали камни в природе, проводили беседы и экскурсии по посёлку, выискивали каменные предметы, привозили различные камни из деревни и других городов и привлекали родителей к этой теме. В начале учебного года был создан план по созданию мини-музея, целью которого было создание условий для формирования интереса детей к окружающему посредством организации музейной, педагогической деятельности с использованием современных информационных технологий. В течение всего года дети работали по этой теме, а потом с огромным интересом рассказывали о своём мини – музее. За время существования мини-музея у детей появилось желание посещать настоящие музеи, они разговаривают на эту тему с родителями и строят планы на лето, где состоится их экскурсия. Благодаря созданию мини-музея мы сами повышаем теоретический уровень в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
ПЛАН СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ на 2020 - 2021гг.
Сентябрь - май Изучение методической литературы
1. Юрченко, Т. В. «Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ» 2. Создание предметно-развивающей среды в группе (сентябрь-декабрь) 3. Н. А. Рыжова, «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Поиск иллюстраций и оформление альбомов: 1. «Камни Иркутской области» и др.
2. «На дне морском» и др.
Работа с детьми и родителями.
Сентябрь. Консультация для родителей «Ищем сокровища для музея»
Экскурсии по поселку в поисках каменных предметов.
Изготовление игры с камешками- «Крестики-нолики».
Проведение занятия: «Бросовый материал. Так ли это?»- изготовление из камней –город. Оформление уголка в группе
«Удивительный мир камня»
Педагог -эколог
Октябрь. Оформление уголка в группе детского сада «Удивительный мир камня». Беседа по теме «Где я вижу камни?»
Игры детей с камнями.
Знакомство с камнями Иркутской области.
Нахождение интересных камней для мини-музея совместно с детьми Составление картотеки опытов с камнями и дидактических игр.
Ноябрь Опыты с камнями Просмотр фильма «Каменная сказка».
Рассказы детей о каменных местах. Составление и подбор игр с камешками. Выставка работ детского творчества.
Январь. Просмотр фильма «Простые камни» Изготовление альбома с родителями «Камни Иркутской области» Коллективное оформление книжек «Творчество из камня», Камни Иркутской области» совместно с родителями.
Февраль. Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей- Камни»
Развлечение «Игры наших бабушек и дедушек».
Март. Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеют мои родители?» Изготовление поделок из камней совместно с детьми и родителями
Апрель. Просмотр мультфильма «Фикси-советы. Где искать драгоценные камни». Рассказы детей: «Что я знаю о камнях».
Экскурсия по посё лку и беседа: «Что мы видим вокруг из камня? Викторина «Что вы знаете о камнях».
Май. Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы- видели ли мы что-то из камня?
Развивающее видео «Раскрашиваем морские камни»
Принести из дома камушки, ракушки, морские звезды, кораллы и т. д.
Совместное создание книжки «На дне морском» Выставка работ детского творчества «Горы и скалы глазами детей».
Выступление детей о мини -музее нашей группы - участие в конкурсе.
.