Ирина Романова
Мини-музей в ДОУ «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация о работе мини-музея : г. Новосибирск, МБДОУ д/с №46, группа «Белочка»
Название мини-музея : «Русская горница»
Профиль мини-музея : социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное
Направление: этнография, русское народное творчество.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
Содержание и экспонаты: мини-музей занимает уголок в подготовительной группе «Белочка» МБДОУ д/с№46 «Зоренька». Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков. Мини-музей -результат совместной работы воспитателя, детей и родителей. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий.
Инновация ИКТ-технологии QR-код.
Современный мир требует и современных решений. ИКТ-технологии стремительно развиваются и активно применяются в различных сферах деятельности. Технология QR-кода в последние годы набирает популярность, в том числе и в сфере образования. Её актуальность заключается в интерактивности, быстром доступе к информации, практической значимости. Дети с особым интересом осваивают современные гаджеты и технологии. Задача взрослых – научить ребят применять их с пользой, видеть их не только как средство развлечения, но и познания, творчества, способ взаимодействия с окружающим миром.
С помощью технологии QR-кода можно организовывать учебную и игровую деятельность, работу с родителями по различным направлениям, придавая каждый раз новизну данной технологии.
При первом знакомстве с музеем детям предлагается рассмотреть избу и сообщается, что она не простая, а волшебная – умеет разговаривать. Чтобы понять её волшебный язык, нужно расшифровать QR-коды, расположенные на окошках, а для этого вооружиться современным инструментом – мобильным телефоном или планшетом. Педагог объясняет и показывает, как «прочитать» код с помощью устройства.
С помощью QR-кода дети могут виртуально попасть в наш музей «Горница» который находится в нашем детском саду https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fsites.google.com%2Fview%2Fdetskiysad46%2F%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0&cc_key=
Цель создания мини-музея : возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, духовно-нравственной и социальной ценности, посредством ознакомления с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
1. Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье сберегающие условия.
3. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей. 4. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
5. Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины.
6. Знакомить с русским народным фольклором.
7. Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
8. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Соблюдение принципов
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Важная особенность мини-музеев -участие в их создании детей и родителей.
Они могут учувствовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять своими руками. В настоящих музея трогать не чего не льзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно брать в руки и рассматривать.
Актуальность:
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании
патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно —
нравственное становление детей.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть — мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской
работой.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это
игра. В нашем детском саду создан мини-музей «Русская изба» который дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Создавая атмосферу национального быта, используя фольклор,
знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского
народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей
духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания,
национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Формы работы с детьми:
1. Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
2. Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем
уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова
своего товарища с большим вниманием и отдачей).
3. Организационно – образовательная деятельность (педагог объясняет
связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия
экспонатов для музея).
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к
народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств,
памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно слухового
восприятия.
Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре/
Просветительские: формирование умений, навыков; формирование
адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
В музее представлены следующие разделы экспозиции:
1 «Домашняя утварь».
2 «Женский труд на Руси».
3 «Печной угол»
4 «Красный угол»
5 «Колыбель»
План работы по созданию мини-музея
Подготовка к реализации мини-музея
1. Определение места расположения, названия;
2. Планирование экспозиции;
3. Подбор дидактического, художественного, иллюстративного материала о русском быте;
4. создание макета;
5. Пополнение макета предметами утвари
Реализация мини-музея
1. Создание мини-музея в группе;
2. Сбор экспонатов для музея;
3. Проведение бесед, игр
Функционирование мини-музея
1. Открытие мини-музея в группе;
2. Посещение мини-музея детьми и педагогами;
3. Приглашение гостей (родители, дети с других групп)
Предполагаемые результаты:
1. Создание мини-музея этнографического содержания, а не просто коллекции в группе, позволит сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей, обогатит средства формирования русской культуры дошкольников;
2. Приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;
3. Поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром;
4. Расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
Обогатит предметно-развивающую среду в группе.
Тематический план деятельности в мини – музее «Русская изба»
№
п/п Тема мероприятия Цель мероприятия Месяц
1. «Свой дом краше
всего»
Знакомство детей с жилищем
Наших предков, традициями
Строительства избы. Внутренним
убранством.
Сентябрь
2. «Милости просим в нашу избу Знакомство расположением
вещей и предметов русского
быта русской избе.
Октябрь
3. «Деревянное
Коромысло на
плече повисло»
Знакомство предметами старинного русского быта
коромыслом, ведрами, стиральной доской.
Ноябрь
4. «Господин
утюг».
Знакомство с историей
изобретения утюга.
Декабрь
5. «От лучинки до
электричества»
Знакомство историей
происхождения электрической лампы
Январь
6. «Сверху пар, снизу
жар — это русский самовар»
Знакомство детей с русским самоваром, историей возникновения появления самовара на Руси, с традицией чаепития.
Февраль
7. «Игрушки наших
бабушек».
Знакомство игрушками, которые
играли
прадедушки,
прабабушки.
Март
8. «Русская народная
прялка».
Приобщение детей к истокам
Русской народной культуры
путем ознакомления с русским бытом.
Апрель
9. «Посиделки
избе»
Закрепление представления о
музее, как месте погружения в
прошлое, месте хранения старинных редких предметов.
Май