Нина Гусева
Мини-музей «Мой город — Сызрань» (проект)
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский информационно – творческий проект
Мини – музей «Мой город – Сызрань».
Тип проекта: по составу участников – групповой (дети, родители, педагог, специалисты детского сада); по целевой установке: информационно - творческий, исследовательский (участники проекта собирают информацию, реализуют её, результаты оформляют в виде творческих выставок, макета, презентации мини – музея)
Публикация «Мини-музей „Мой город — Сызрань“ (проект)» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Мой город. Проекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Сызрань, мой город
- Темочки
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, специалисты детского сада, родители.
Место проведения: ГБОУ СОШ №30 структурное подразделение
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Срок реализации: с 01.09. 2012 г. по 22.05. 2013 г.
Цель проекта : закрепить знания детей о родном городе: об основании города, о достопримечательностях, об известных людях - Сызранцах, о своей улице, о предприятиях города, о местах отдыха и развлечений; закрепить слова гимна Сызрани, стихов о городе; развивать умение отображать имеющиеся знания в рисунках и поделках; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу; воспитывать чувство уважения к традициям людей других национальностей, проживающих в нашем регионе.
Задачи проекта: познакомить детей, с историей его основания города; с достопримечательностями; с известными людьми-Сызранцами, с улицами города; с предприятиями города; с местами отдыха и развлечений; с национальными костюмами народностей проживающих в регионе;
• Выучить гимн Сызрани; стихи о городе;
• Дать детям понятие о музее, его важной роли в жизни людей.
Проблема: 2013 год – юбилейный год для Сызрани. Из бесед о городе я поняла, что детям интересна эта тема, что они многое знают, но хотели бы узнать о своём городе ещё что- то новое. Дети стали задавать вопросы о том, как возник наш город, почему его построили здесь, почему и как город рос и развивался. Они интересовались, есть ли в нашем городе люди, которые известны всей стране. Захотели узнать про то, люди каких национальностей живут в нашем городе. Так возникла идея проекта.
Актуальность: воспитание патриотизма и гражданственности очень важная задача в работе с детьми. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социализация», «Познание», которые и направлены на формирование гендерной, семейной, гражданственной принадлежности, патриотических чувств. Маленький ребёнок очень эмоционален, поэтому его патриотическое чувство проявляется в восхищении родным краем, родным городом, своей улицей, домом.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею, т. к. в ходе реализации проекта, дети знакомятся с понятием музея, узнают о его назначении. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Этапы проекта.
1 этап: Подготовительный (поисковый)
-определение темы и цели проекта
-определение продукта проекта
-определение срока проекта, его участников
-постановка цели перед родителями
2 этап: Формирующий (планируемый)
-определение способа сбора и анализа информации
-разработка плана реализации проекта
-определение способа представления результатов
3 этап: Технологический (изготовительный)
-педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач
-формирование различных знаний, навыков и умений у детей
4 этап: Итоговый. Презентация мини-музея.
-анализ информации
-формирование выводов
- -презентация проекта
-оценка результатов и процесса исследований
-дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности
В ходе реализации проекта я использовала следующие формы и методы:
• родительское собрание;
• создание в группе предметно-развивающей среды;
• познавательные беседы, рассказы;
• чтение рассказов, стихов о Сызрани;
• чтение рассказов сызранской писательницы Подлесовой Н. И. ;
• слушание песни о городе (автор: музыкальный работник детского сада Сурмина Н. П.);
• заучивание песни о Сызрани (автор И. Рябухин);
• заучивание стихотворения (автор В. Спасибенко);
• знакомство с историей образования города, со старинной Сызранью с использованием ТСО;
• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
• посещение детьми и родителями краеведческого музея, выставок;
• народные праздники, развлечения, досуги;
• самостоятельная художественно-творческая деятельность;
• дидактические игры.
Ожидаемые результаты: Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Дети узнают о важности сохранения исторических памятников для последующих поколений.
Дети знают и называют:
• Место проживания: республика, город;
• Свою нацию, культуру, язык, традиции;
• Знают, что мы живём в России;
• Столицу Российской Федерации;
• Домашний адрес;
• Свой город: герб, флаг города, имеют представления об образовании города, о предприятиях города и их значимости, о достопримечательностях города, о местах отдыха и развлечений;
• Называют представителей других национальностей, населяющих родной край, учатся уважать их культуру и традиции;
• Знают о знаменитых людях - Сызранцах;
• О значении музея в жизни людей;
• У детей сформировано чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.
План реализации проекта.
Работа воспитателя с родителями.
1. Сообщение о начале работы над проектом.
2. Привлечение к сбору познавательного материала об истории образования города, о родной улице, о месте работы, о любимом месте отдыха в городе, о достопримечательностях и памятниках архитектуры.
3. Оформление альбома «С Днём рождения, город!»
4. Оформление папки – передвижки «Достопримечательности города Сызрани».
Работа воспитателя с детьми.
1. Познание. Коммуникация. Беседы: «Путешествие в прошлое нашего города» (с просмотром фотообзора «Старинная Сызрань»): «Мой город» (с просмотром иллюстрированных книг); «Моя улица», «Место работы родителей», «Моё любимое место отдыха в городе» (с просмотром альбома детских рассказов) «Население города» (с рассматриванием фотографий национальных костюмов народностей, проживающих в регионе); «Знаменитые сызранцы» (с использованием ТСО); НОД «Мой город».
2.Чтение художественной литературы. Чтение рассказов сызранской писательницы Н. Подлесовой; «Литературные посиделки» (чтение рассказов и стихов о Сызрани); заучивание стихотворения В. Спасибенко «Моя Сызрань»
3.Музыка. Разучивание песни – Гимн о Сызрани (автор И. Рябухин); слушание песни о Сызрани (автор музыкальный руководитель детского сада Сурмина Н. П.).
4.Продуктивная деятельность. Изготовление детьми совместно с воспитателем мини-макета «Сызранский кремль» (из спичечных коробков, СВВУЛ (из конструктора и мелких игрушек, «Вечный огонь» (оригами, пластилин); рисование «Памятные места города», «Моя улица»; аппликация «Зимний Кремль»
5.Социально-личностное развитие. Сюжетно - ролевые игры «Улица города», «Путешествие по городу», дидактические игры: «Найди место по описанию», «Узнай и назови».
Работа родителей с детьми.
1. Беседы и составление рассказов о своей улице, о месте работы родителей, о любимом месте отдыха в городе.
2. Оформление альбома детских рассказов «С днём рождения, город Сызрань».
3. Сбор книг, альбомов, фотографий о Сызрани.
4. Заучивание стихов, пословиц.
5. Беседы о городе, его основании, развитии.
6. Экскурсии к памятным местам города.
7. Поход в Драматический театр им. А. Н. Толстого 8. Чтение литературы о Сызрани, беседа о прочитаном.
9. Совместные рисунки и поделки на тему «Мой любимый город».
Совместная работа родителей, детей и воспитателя. 1. Выставка рисунков и поделок на тему «Мой город»
2. Создание мини – макета «Сызранский Кремль»
3. Фотовыставка «Наша семья на фоне памятных мест города»
4. Оформление мини – музея «Мой город»
Воспитатель и коллеги.
1. Консультации, обмен опытом.
2. Совместная подготовка практических дел.
3. Презентация для педагогов на тему «Возможности музейной педагогики в приобщении ребенка к региональной культуре»
Результаты проекта.
-дети знают название города, его символику, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;
-знаю людей - Сызранцев, известных всей стране;
-могут исполнить гимн города Сызрани, знают стихи о городе;
-знают, что в городе проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;
-принимают активное участие в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, частушки, водят хороводы;
-имеют понятие о деятельности музея и его значении для людей;
-используют имеющиеся знания в самостоятельной деятельности.
Родители стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях;
-начали проявлять больше интереса к образовательно -воспитательному процессу;
-повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного города.
Педагоги: - разработаны методические рекомендации для воспитателей;
- презентация проекта на педсовете.
Вывод.
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.