Татьяна Каримова
Паспорт мини-музея «Мячи»
▼ Скачать + Заказать документы
-
Введение
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствует подписанное президентом России Путиным В. В. постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”.
Публикация «Паспорт мини-музея „Мячи“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Мяч, мячик
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна.
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.
Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.
Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических, здоровьеформирующих технологий на их основе. Поэтому роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
С целью создания предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в МАДОУ «Детский сад №11» был создан мини-музей мяча.
Цели и задачи мини - музея:
Создание развивающей среды в ДОУ как средство активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры, развития двигательных способностей дошкольников.
Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и их родителей к физической культуре и спорту.
Используя в ходе экскурсий по музею теоретические сюжеты, знакомить детей с содержанием и правилами спортивных игр с мячом.
Используя в ходе экскурсий практические сюжеты, совершенствовать у детей технику владения элементами спортивных игр с мячом.
Привлекая детей к участию в оформлении стендов музея, развивать у них эстетический и художественный вкус.
Беседуя о зарождении и развитии различных видов спорта, приобщать детей к историческому наследию спортивных достижений своей Родины и мирового олимпийского движения.
Рассказывая детям о достижении российских спортсменов, формировать у них волевой фактор, чувство стремления к победе и уверенности в себе.
Проводя работу с детьми по всем направлениям деятельности музея, предоставить им право выбора наиболее полюбившихся видов спорта и создать предпосылки для успешного обучения этому виду в школах или в спортивных секциях.
Основные функции деятельности мини-музея
Расширение кругозора и социализация дошкольников;
Воспитание интереса к физической культуре и спорту;
Осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни.
Основные направления в развитии «Музея мяча»
Эволюция мяча.
Разновидность мячей.
Исторические сведения о зарождении и развитии спортивных игр с мячом.
Элементарное описание спортивных игр с мячом и их правил, разработанные специально для дошкольников.
Создание библиотечки с разнообразной информацией о мяче.
Подбор атрибутики по теме «Спортивные игры с мячом» (значки, плакаты, вымпелы, игрушки и т. д.).
Открытки экспозиции «Мячи выдающихся людей».
Создание фотостенда «Гости музея».
Создание стенда «Подарки музея».
Организация уголка творчества детей «Я дружу с мячом».
Разработка тем экскурсий для детей старшего возраста и их родителей, исключающих теоретические и практические сюжеты.
Формы работы с родителями в мини-музее «Мячи»
Совместная деятельность
Совместные досуги
Родительские собрания
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями
Наглядно-просветительская деятельность в мини-музее «Мячи»
Информационный стенд для родителей стенд мобильный, информация на нем периодически меняется. На нем, например, могут быть представлены
Фотографии мячей, рассказана история о каждом мяче, в какие игры можно играть с ним;
Материалы о спортивных играх, их истории и современном развитии.
Устав
Мини – музея «Мячи»
1. Общее положение.
1.1. Мини - музей организуется в целях организации развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учётом их интересов и потребностей, привлечения внимания к физической культуре и спорту.
1.2. Профиль: познавательно - оздоровительный
1.3. Функции мини – музея:
- расширение кругозора и социализация дошкольников;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту;
- осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни.
2. Основные понятия.
2.1. Музейный предмет – мячи.
2.2. Музейное собрание - организованная совокупность музейных предметов и вспомогательных материалов.
2.3. Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и научному описанию музейных предметов.
2.4. Инвентарная книга – основной документ учёта музейных предметов.
2.5. Экспозиция – выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).
3. Организация и деятельность мини - музея.
Мини-музей создан по инициативе педагогов, воспитанников и их родителей.
Деятельность мини-музея регламентируется уставом, утверждённым руководителем учреждения.
Обязательным условием для создания мини-музея является:
-музейный актив группы из числа педагогов, воспитанников и родителей;
-собранные и зарегистриванные в инвентарной книге музейные предметы;
-музейная экспозиция;
-Устав мини – музея.
4. Функции мини-музея.
Основными функциями мини-музея являются:
-осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию воспитанников;
-организация культурно – просветительской, методической, информационной и воспитательной деятельности, разрешённой законом.
5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов мини-музея.
5.1. Учёт музейных предметов осуществляется в инвентарной книге мини- музея;
5.2. Ответственность за сохранность фонда мини-музея несут педагоги группы;
5.3. Хранение взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается
6. Руководство деятельностью мини-музея.
6.1. Непосредственное руководство деятельностью мини-музея и текущую работу осуществляет инструктор по физическому воспитанию.
7. Реорганизация мини-музея.
7.1. Вопрос о реорганизации мини-музея решается по согласованию с администрацией ДОУ.
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИ – МУЗЕЕ «МЯЧИ»
1. Общие положения.
1.1. Мини - музей является тематически систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы и т. д., комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа мини - музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
1.2. Подлинные памятники истории, культуры и природы и т. д., хранящиеся в мини - музее, являются общенародной собственностью и входят в состав основного музейного фонда спортивного зала.
2. Цели и задачи.
2.1. Мини - музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников, бережного отношения к памятникам истории, культуры и природы и т. д., эмоциональному благополучию детей с учётом их интересов и потребностей; привлечению внимания к физической культуре и спорту.
2.2. Задачами мини - музея являются:
• Расширение кругозора и социализация дошкольников;
• Воспитание интереса к физической культуре и спорту;
• Осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни.
• Развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею.
• Способствовать развитию познавательных интересов детей.
• Расширять активный словарь детей.
3. Содержание и формы работы.
3.1. Педагог мини - музея проводит следующую работу:
• изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
• систематически пополняет фонды мини - музея путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (туристские походы, путешествия, привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения и населения и др.);
• обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге мини - музея;
• создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• проводит экскурсионно-лекторскую работу для детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей;
• оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов мини - музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. Руководство работой мини - музея
4.1. Работа мини - музея организуется на основе самоуправления. Педагогическое руководство работой мини - музея осуществляется инструктором по физическому воспитанию или старшим воспитателем, назначенным приказом заведующей по решению педагогического совета дошкольного учреждения.
4.2. Старший воспитатель рассматривает тематические и календарные планы работы мини-музеев, заслушивает отчеты о пополнении фонда, обсуждает основные вопросы деятельности мини-музея, организует подготовку экскурсоводов.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов.
5.1. Весь собранный материал составляет фонды мини - музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной заведующим дошкольным образовательным учреждением.
5.2. Фонды мини - музея делятся на основные (подлинные предметы и документы) и вспомогательные (схемы, копии, муляжи и др.).
6. Документация мини-музея.
«Положение о мини - музее ДОУ», «Устав мини-музея», тематический план, паспорт мини-музея.
Паспорт мини-музея «Мячи»
Музей образован в сентябре 2011г.
Музей имеет 2 фонда: основной (мячи из разных видов спорта) и вспомогательный (картотека подвижных игр с мячом, значки, методическая литература, флаги и т. д.).
Девиз музея: «Дорога к Олимпийским медалям начинается здесь!».
Наименование музея: мини – музей «Мячи».
Профиль музея: познавательно – оздоровительный.
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» - общеразвивающего вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Характеристика помещения: спортивный зал ДОУ. Площадь 52.2 кв. м. Освещение естественное и люминесцентное. Экспозиции размещены в шкафу.
Руководитель музея: Пояркова Татьяна Юрьевна – инструктор по физическому воспитанию.
Актив музея: дети, педагоги, родители.
Формы деятельности:
- познавательная;
- экспозиционная;
- культурно – образовательная;
- практическая.
Формы работы музея:
• экскурсии - путешествия;
• выставки, конкурсы;
• развлечения;
• беседы;
• творческие выставки.
Концепция музея
Мини – музей «Мячи» – это познавательно - оздоровительный музей, что обеспечивает наиболее широкие возможности включения его в образовательную деятельность детей.
Традиционные функции музея – это комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания, расширение кругозора и социализация дошкольников, воспитание интереса к физической культуре и спорту, осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни. Музей адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе вовлечения в деятельность и сотворчество детей и педагогов, детей и родителей, выпускников и других партнёров.
Основным методом формирования фонда музея является поисковая деятельность педагогов и детей.
Актив музея формируется на добровольных началах. Работа с ним строится на обучении их музейному делу и на выполнении практических заданий–проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.
Жанры, используемые в работе музея:
• Музей – экспозиция.
• Музей – мастерская.
• Музей – беседа.
• Музей – экскурсионное бюро.
• Музей – игротека.
Музей – открытая система. Он служит своим творцам. Актив музея, дети, их родители и педагоги детского сада создают музей и сами являются его пользователями.
В экспозиции музея включаются работы, созданные руками детей, что способствует развитию их творческого потенциала.
Разделы экспозиций:
1. Мячи из спортивных игр, где забивают голы — мяч должен попасть в ворота или другую цель (американский футбол, футбол, хоккей с мячом, хоккей на траве, водное поло, поло, баскетбол, гандбол).
2. Мячи из спортивных игр, где мяч нужно перекидывать через сетку — мяч должен быть отбит на половину соперника так, чтобы тот не смог его отбить (волейбол, теннис, настольный теннис).
3. Мячи из спортивных игр, где по мячу бьют битой — мяч должен быть отбит так, чтобы отбивающий мог добежать до цели (бейсбол, крикет, лапта).
4. Мячи из спортивных игр, где каждый игрок должен поразить мячом цель — мяч должен поразить цель за наименьшее количество ударов или наибольшее количество целей за удар (гольф, боулинг, бильярд).
5. Мячи из спортивных игр на точность позиционирования (петанк, боулз, бочче).
6. Мячи из спортивных игр, где нет победителей и проигравших. Просто ради удовольствия (популярная в Бирме игра чинлон и японская темари (кемари). Цель — подбивая (преимущественно ногами) небольшой мяч в кругу игроков, как можно дольше удержать его в воздухе).
7. Мячи, использующиеся в неигровых видах спорта (художественная гимнастика, гимнастические мячи, массажные мячи, мягкие мячи).
Тематика стендов, экспозиций, уголков творчества:
Стенд 1: «Гости музея» (фотостенд)
Стенд 2: «Наша гордость» (фотостенд)
Стенд 3: «Мячи выдающихся людей» (экспозиция)
Стенд 4: «Подарки музею» (экспозиция)
Стенд 5: «Я дружу с мячом» (уголок творчества)
Условия хранения экспонатов и экспозиций:
Экспонаты, выставлены на открытых полках музейного шкафа. Экспозиции хранятся в закрытых шкафах. Нормы освещенности, влажности и температурного режима соблюдены. Экспонаты основного фонда и вспомогательного фонда хранятся в закрытом помещении спортивного зала.
Краткая характеристика экспонатов основного фонда:
К экспонатам основного фонда относятся мячи из разных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис, бильярд и т. д.). Экспонаты собраны инструктором по физическому воспитанию и являются собственностью музея и детского сада.
Краткая характеристика вспомогательного фонда музея:
К экспонатам вспомогательного фонда относятся методическая литература, картотека подвижных игр с мячом, значки, флаги, вымпелы, плакаты и т. д. Экспонаты собраны педагогами детского сада, детьми и их родителями и являются собственностью музея и детского сада.
Краткая характеристика деятельности музея:
• пополнять фонды музея;
• устанавливать связи с другими музеями;
• проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
• изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
• осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
• проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов;
• осуществление воспитательной и образовательной деятельности.
Режим работы мини - музея:
- вторник – 15.00 до 17.00
Расписание экскурсий, бесед:
Каждый вторник II–ой и IV-ой недели каждого месяца.
Оборудование мини-музея:
• шкаф – 1шт
• корзина для игрушек – 2 шт.
• корзинки пластмассовые – 3 шт.
• мячи – согласно инвентарной книги.
Программа деятельности мини - музея «Мячи»
Цель деятельности: организации развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учётом их интересов и потребностей;
-привлечения внимания к физической культуре и спорту.
Задачи:
• Расширение кругозора и социализация дошкольников;
• Воспитание интереса к физической культуре и спорту;
• Осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни.
• Развивать умение воспринимать информацию и пользоваться ею.
• Способствовать развитию познавательных интересов детей.
• Расширять активный словарь детей
Направление деятельности музея:
• пополнять фонды музе;
• устанавливать связи с другими музеями;
• проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
• изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
• осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
• проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Формы работы музея:
• экскурсии - путешествия;
• выставки, конкурсы;
• развлечения.
• творческие выставки.
Функции работы:
• пополнение фондов;
• систематизация;
• сохранение;
• демонстрация.
Требования к оформлению музея:
• доступность;
• ассоциативность;
• наглядность;
• рациональность использования площади;
• интерактивность и полифункциональность музейного пространства.