София Михайлова
Мини-музей «Лесные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «ДСКВ № 6» города Всеволожска
Мини-музей «Лесные обитатели»
для детей второй младшей группы
на 2016-2017 учебный год
воспитатель:
С. Т. Михайлова
Всеволожск 2016
Паспортные данные мини-музея
Наименование: Мини- музей «Лесные обитатели»
Профиль мини-музея: Познавательный
Цель: закрепить и обобщить знания о диких животных.
Задачи:
- Формировать у детей 2 младшей группы представлений о музее
Публикация «Мини-музей „Лесные обитатели“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
- Обогащать предметно-развивающую среду группы;
- Расширять представления о диких животных,
- Развивать речь, мышление;
- Воспитывать бережное отношение к животным;
Руководители мини-музея:
воспитатели 2 младшей группы Непоседы» - София Тагировна Михайлова,
Екатерина Владимировна Боровская
Мини-музей предназначен для формирования представлений о музее в целом,
для познавательного развития детей, развития художественных и
изобразительных навыков.
Оформление мини-музея:
Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
Тип проекта мини-музей «Лесные обитатели»: долгосрочный.
Срок реализации: 9 месяцев
Актуальность:
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую нужную возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними. Но с дикими животными дети так близко не могут общаться. И, чтобы дать представления поглубже о лесных обитателях был разработан Мини-музей «Лесные обитатели».
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животные.
Цель: знакомить детей с дикими животными, их связью со средой обитания, воспитывать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
Задачи:
Формировать у детей 2 младшей группы представление о мини-музее.
Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов.
Углублять знания детей о животном мире через познавательную, игровую, художественно-эстетическую, двигательную деятельность.
Обучать навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.
Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе работы
над проблемой.
Руководство мини- музея:
воспитатели средней группы №3
Структура управления мини- музеем:
руководители музея планируют, координируют, контролируют работу музея; организуют экскурсии по музею для родителей.
Как использовать в работе с детьми:
Поскольку в этом возрасте деятельность ребенка, как правило, нуждается в поддержке взрослого, дети приходят в мини-музей с воспитателем. Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; на занятиях по изобразительной деятельности, в конструировании; в театральной деятельности. А также дети очень любят отгадывать загадки, находя «ответы» в мини-музее; слушают стихи, потешки.
Экспонаты мини-музея могут использоваться с разрешения педагога в самостоятельной деятельности детей.
Работа в мини- музее планируется с учётом следующих принципов:
* принцип учёта возрастных особенностей детей 3-4 лет
* принцип опоры на детские интересы
*принцип наглядности
* принцип последовательности
* принцип взаимодействия педагога с детьми при руководящей роли взрослого
* принцип сотрудничества и взаимоуважения
Работу по проекту определили в три этапа:
1 этап: подготовительный
Цель: выявление проблемы, определение цели и задач, разработка мероприятий с родителями и детьми, сбор материалов, определение места в группе для музея, распределение материала по разделам.
Проблема: Создать мини-музей "Лесные обитатели"
Гипотеза: Создание мини- музея будет способствовать расширению и углублению знаний детей о жизни диких животных (внешний вид, повадки, среда обитания, развитию познавательного интереса у детей.
Содержание подготовительного этапа:
1. Изучение знаний детей о диких животных (мониторинг)
2. Знакомство родителей и детей с идеей создания мини- музея "Лесные обитатели».
3. Определение места для мини- музея.
4. Совместная деятельность с родителями по сбору экспонатов музея, наглядного и иллюстративного материала
5. Подборка художественной литературы об обитателях леса.
6. Подбор познавательного материала для родителей.
7. Создание презентаций о диких животных.
Разделы мини - музея "Лесные обитатели"
Разделы: игрушки- дикие животные, игрушки-птицы, иллюстрации, книги,
макеты, настольные игры, различные виды театров, материал для детского творчества (раскраски диких животных и птиц) пластилин, цветная бумага, образцы рисования животных
2 этап: основной информационно-познавательный
Цель:
Реализация основных видов деятельности по решению данной проблемы.
В ходе реализации разработки предусматривается интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы работы с детьми:
Игровая деятельность:
-сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, игры с макетом «Лесные обитатели"
Познавательно- исследовательская деятельность:
-просмотр познавательных презентаций о мире диких животных,
работа с макетом "Лесные обитатели"
Восприятие художественной литературы:
-загадывание загадок, чтение стихов о диких животных и птицах,
чтение сказок о животных, знакомство с пословицами, поговорками о животных, разучивание потешек, рассматривание сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций из жизни животных, выставка книг о диких животных
Коммуникативная деятельность:
-рассматривание и обсуждение альбомов про диких животных,
составление рассказов о своих любимых зверятах, беседы с детьми о жизни диких животных, о их пользе для человека, способах заботы человека о диких животных с использованием наглядности, моделей, фотоматериалов и др., беседы – обсуждения, игровые образовательные ситуации, словесные игры
Конструирование:
- строительство жилища для животных из конструктора разного вида,
оригами, совместно с воспитателем или родителями.
Изобразительная деятельность:
- рисование диких животных по трафарету; раскраски, лепка, аппликация.
Музыкальная деятельность:
-песенки о животных, хороводы, характерные танцы, музыкальные игры
("Угадай животное по голосу" и др.)
Двигательная деятельность:
-физминутки, пальчиковые игры, комплексы утренней гимнастики, типа «Зверобики», подвижные игры
Театрализованная деятельность: использование различных видов театров (настольный, кукольный, бибабо, магнитный и т д.) для обыгрывания сказок и рассказов о диких животных.
Формы работы с родителями:
1. Введение в тему- информационный бюллетень по теме методической разработки.
2. Библиотека для родителей: книги о животных, статьи о воспитании доброты к животным, консультативный материал; папка- передвижка "Дикие животные"
3. Совместное оформление макета "Лесные обитатели»
4. Заполнение музейной среды экспонатами диких животных и птиц
(мягкие игрушки, статуэтки, портреты, альбомы, фотоматериал, иллюстративный материал, художественная литература)
5. Пополнение музея видео и аудиотеки песнями, мультфильмами о животных
6. Пополнение библиотеки художественными произведениями про животных, птиц.
7. Экскурсии в Зоопарк.
8. Совместное оформление альбомов "Дикие животные»
3 этап - итоговый
Цель: Сбор и обработка материала на соотношение поставленных задач и ожидаемого результата.
Результат по проекту:
1. В группе создан музей "Лесные обитатели", работа которого способствовала развитию познавательного интереса у детей, расширению кругозора, развитию любознательности детей.
Об этом свидетельствуют итоги опроса детей (начальный и конечный)
2. Обогатились знания детей о диких животных и птицах, их среде обитания, повадках.
3. Улучшилась связная речь, звуковая культура речи, пополнился словарный запас детей. Наблюдаются положительные изменения со стороны зрительного внимания детей, памяти, мышления.
4. Дети научились отражать свои впечатления в рисунках, поделках, играх.
5. Обогатилось образовательное пространство группы экспонатами музея, в том числе, выполненных руками родителей, которые в дальнейшем могут использоваться в разных видах деятельности.
6. Дети и родители приняли активное участие в работе мини- музея, в результате чего, улучшились детско- родительские отношения в группе, способствующие сплочению нашего коллектива.
Система мероприятий: (см приложение)
Использованная литература:
1. С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет - Мозаика-Синтез, М. 2010
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Мозаика-Синтез, М. 2016
3. О. Г. Жукова, И. Н. Хмелева «Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации» Санкт- Петербург, 2016
4.. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу» Издательство «Гном», М. 2012.
5. М. В. Карпеева «Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа» М. ,2016
6. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе». Мозаика-Синтез, М. 2009
7. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет» М. 2015
8. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа»
9. Мозаика-Синтез, М. 2014
10. Интернет сайты:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-srednja-grupa-dikie-zhivotnye-rodnogo-kraja.html
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-dikie-i-domashnie-zhivotnye.html
3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-na-temu-dikie-zhivotnye-551075.html
Приложение
Система мероприятий в мини-музее