Антонова Елена
Мини-проект «Морские обитатели» в средней группе
Мини-проект «Морские обитатели» в средней группе
Проблема. Подводный мир морей и океанов очень красочен и разнообразен. Но важнейшей экологической проблемой является загрязнение морской среды. Важно привлечь внимание детей и родителей к проблеме, связанной с загрязнением вод Мирового океана.
Публикация «Мини-проект „Морские обитатели“ в средней группе» размещена в разделах
Оригинальность. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придаёт ему новые формы, даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, закладывает позиции самостоятельности, инициативности, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Результаты. Расширить представления детей о разнообразии подводного мира. Обратить внимание детей и родителей на экологическую ситуацию побережья. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения передавать свои чувства от общения с природой в творческой деятельности.
Название проекта «Морские обитатели»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц)
Участники: воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность. Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Цель: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях; создать условия для реализации творческого потенциала детей.
Задачи. 1. Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
2. Развивать воображение, мышление, умение сравнивать и анализировать в процессе наблюдения и исследования природных объектов.
3. Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в творческой деятельности.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, культурных в экологическом отношении детей. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный
Деятельность воспитателя:
-Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
-Составить план реализации проекта.
-Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
-Организовать предметно-развивающую среду по теме проекта.
-Разработать дидактические игры.
-Вызвать интерес у детей к изучению данной темы.
Деятельность детей:
-Рассматривание иллюстраций.
-Просмотр мультфильмов: «В поисках Немо», «Осьминожки»
-Раскрашивание раскрасок по данной теме.
Деятельность родителей:
-Изучение энциклопедий.
-Беседа с детьми о подводном мире.
-Просмотр телепередач о подводном мире.
2 этап Реализация проекта
Организация утреннего приёма.
-Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Цель: развивать зрительное внимание и память, познавательный интерес.
-Настольная игра. Разрезные картинки «Обитатели океана».
Цель: продолжать учить детей составлять из части целое изображение.
-Беседа «Обитатели морей».
Цель: познакомить детей с обитателями морей. Развивать зрительное внимание, мышление, интерес.
Утренняя гимнастика
-Комплекс упражнений «Морское царство».
Цель: активизировать двигательные навыки, создать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.
Игры, самостоятельная деятельность детей.
-Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
-Коммуникативная игра «Доброе животное».
Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию.
Организованная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность. Рисование на тему «Осьминожки из ладошки».
Цель: познакомить с многообразием подводного мира, обогащать словарный запас детей названиями рыб и морских животных, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры, развивать воображение, воспитывать самостоятельность и аккуратность, создавая коллективную композицию.
Прогулка.
-Творческая игра «Путешествие по морю»
Цель: продолжать учить детей принимать воображаемую ситуацию, участвовать в ней. Развивать творческое воображение.
-Подвижная игра «Море волнуется раз…»
Цель: развитие двигательной активности на прогулке, заинтересовать детей данной темой.
-Наблюдение за ветром.
Цель: предложить детям определить откуда дует ветер, какое море в такую погоду? Развивать наблюдательность, интерес к природе.
-Трудовой десант «Осьминожек»
Цель: воспитывать любознательность и желание трудиться в коллективе.
Комплекс гимнастики после дневного сна «Кораблик»
Цель: привлекать детей к здоровому образу жизни, создать хорошее настроение и заряд бодрости.
Чтение художественной литературы.
-А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке».
-С. Сахаров «Морские сказки»
Цель: познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик.
Игры, самостоятельная деятельность детей.
-Пазлы «Морские животные»
Цель: продолжать учить детей составлять из частей целое изображение, развитие мелкой моторики рук.
-Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка».
Цель: предложить детям обыграть различные ситуации, учить детей объединяться в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-Отгадывание загадок по теме
Цель: обогатить словарный запас детей, вызвать интерес к морским обитателям.
Работа с родителями.
-Нарисовать вместе с детьми напоминающие знаки: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», «Не бросай в воду стекло» и т. д.
3 этап Результаты
- владеть понятиями «животные морей и океанов»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, способах маскировки;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
- организовать с родителями экскурсию в дельфинарий на остров Русский.
Ресурсы.
Информационные:
-Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений –М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
-Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей –М. : Айрис-пресс, 2008 г.
-Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар» -1996.
-Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Учитель, 2009 г.
-Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М. ; Просвещение, 2006 г.
Материально-технические:
-Настольные игры по теме.
-Запись «Звуки морских животных».
-Энциклопедии о морских обитателях.
-Раскраски по теме.
-Подбор подвижных и дидактических игр.
Кадровые:
-Воспитатель.