Татьяна Локалина
Мини-музей «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Паспортные данные
2. Актуальность
3. Перспективы развития
4. Содержание работы
Паспортные данные мини-музея
Наименование: Мини- музей «Домашние животные»
Профиль мини-музея : Познавательный
Публикация «Мини-музей „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Аспекты музейной деятельности: мини- музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях для познавательного, художественно-эстетического и речевого развития детей.
Цель: закрепить и обобщить знания о домашних животных.
Задачи:
- Формирование умение у младших дошкольников представлений о музее в группе.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы;
- Уточнять представления о домашних животных, их детенышей, внешнем виде и питании;
- Развивать речь, звукоподражание, мышление, обогащать словарный запас;
- Воспитывать бережное отношение к животным;
- Приобретение навыков сюжетной игры;
- Формировать умение отвечать на вопросы.
Руководители мини-музея :
Воспитатель : группы раннего возраста ЛокалинаТ. В; дети группы раннего возраста, родители.
Аспекты музейной деятельности:
Мини-музей предназначен для формирования представлений о музее в целом, для познавательного развития детей, развития художественных и изобразительных навыков.
Оформление мини-музея :
Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
Тип проекта мини-музей «Домашние животные» : краткосрочный.
Срок реализации: 1 месяц.
Актуальность.
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей и миром природы. В этом возрасте является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников. Любовь понимание и забота – это то, что ждёт природа от каждого человека. Воспитание внимательного, чуткого, заботливого ребёнка способного познавать окружающий мир и себя в нём будет успешно проводится через музейную педагогику. Создание мини-музея экологического и краеведческого содержания – метод наиболее актуален и даёт возможность максимально раскрыть познавательные, творческие исследовательские способности детей.
Обращаясь к программным задачам и опираясь на результаты проведённого анкетирования среди родителей по теме «Домашние животные в вашей семье», пришли к выводу, что домашних животных содержат только единицы, поэтому и назрела
Проблема:необходимость формирование у младших дошкольников знаний о домашних животных.
Ожидаемый результат: Предполагаемый результат:
-повышение уровня знаний детей о домашних животных.
- формирование чувства доброжелательного и бережного отношения к живой природе.
Содержание работы:
- Стихи о домашних животных;
- Интегрированное занятие по знакомству с окружающим миром "Домашние животные и их детеныши";
- Сказки, загадки
- Настольно-печатные игры, зоологическое лото.
- Наглядно-дидактические пособия и демонстрационный материал – плакаты, серия картин из цикла «Домашние животные», картотека развивающих игр «Домашние животные».
- Изготовление макетов «Деревенский дворик».
- Изготовление родителями фигурок из солёного теста домашних животных.
- Маски для театрализации и подвижных игр.
-Презентация на тему: «Кто что даёт?» «Домашние животные».
-Театр по сказке «Репка».
-Раскрась водой домашнее животное.
1 этап. Подготовительный (сбор экспонатов и создания мини-музея)
Анкетирование родителей: «Домашние животные в вашей семье».
Цель: Выявить уровень знаний детей о многообразии животного мира; узнать, в каких семьях есть домашние питомцы и их отношение к ним.
- определение темы, цели, задач и места для расположения мини-музея :
- Подбор методической литературы
- Подбор библиотеки о животных – сказки, стихи, загадок, настольно-печатные игры, потешки.
- Интегрированное занятие по знакомству с окружающим миром "Домашние животные и их детеныши";
-зоологическое лото.
- Наглядно-дидактические пособия и демонстрационный материал – плакаты, серия картин из цикла «Домашние животные», картотека развивающих игр «Домашние животные».
- Изготовление макетов «Деревенский дворик».
- Изготовление родителями фигурок из солёного теста домашних животных.
- Маски для театрализации и подвижных игр.
- Альбом домашних животных.
-Презентация на тему: «Кто что даёт?» «Домашние животные».
-Театр по сказке «Репка».
-Раскрась водой домашнее животное.
2 этап. Основной. (Практический)
Строится на формах работы с детьми с использованием экспонатов мини-музея :
Формы работы: беседы,чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, настольно-печатные игры.
1. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов о домашних животных
Чтение стихов А. Барто, сказок К. Ушинского, М. Булатова.
Чтение русских народных сказок о животных. Мультипликационные фильмы о домашних животных.
Пробуждать и поддерживать давать интерес детей к художественной литературе о животных. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
2. Беседа: «Мои домашние питомцы». Выяснить из личного опыта детей, что они знают о повадках своих питомцев, чем питаются.
3. Драматизация сказки «Репка» с использованием настольного театра. Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных.
4. Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных. Развивать логическое мышление, связную речь, словарный запас.
5. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Быстрые лошадки», «Кот на печи», «Поросята», «Собачка» и др. Развивать мелкую моторику рук,
память, речь.
6. Подвижные игры: «Коза рогатая», «Игра с собачкой», «Лошадки», «Мой козлик» и др. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество.
7. Музыкальная деятельность: разучивание песен «Жили у бабуси», «Серенькая кошечка», «Умная собачка», «Рыжая корова», «Лошадка», «Петушок» и др., прослушивание в аудиозаписи голосов животных. Развитие музыкальных способностей, слуха, памяти.
Проведение НОД детей в мини-музее в разных образовательных областях.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: «Курочка Ряба», «Коза – дереза», «Репка». Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Познавательное:
Рассказывание по картинам «Кошка с котятами», «Лошадь с жеребёнком» и др. Закрепить знания детей о домашних животных, побуждать детей совместно с воспитателем составлять описательный рассказ по картине.
Социально-коммуникативное :
Наблюдение за кошкой. Расширять представления о домашнем животном-кошке; воспитывать желание заботиться о животных.
Художественно-эстетическое:
Лепка «Подарок любимому щенку (котёнку)», «Цыплята гуляют». Формировать умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности. Рисование – «Следы» (рисование пальчиком)
Физическое развитие:
Подвижная игра «Лохматый пёс», «кошка и мышки» «Лошадки скачут по кругу» Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.
Взаимодействие с родителями: Роль родителей в организации мини-музея :
- анкетирование: «домашние животные в вашей семье»
-Консультация для родителей: «Дети и домашние животные»
- Участие родителей в изготовлении домашних животных из солёного теста.
-Наблюдение детей совместно с родителями за домашними животными.
Заключительный:
Перспектива дальнейшего развития мини-музея :
-пополнить библиотеку книгами о животных;
-организовать фотовыставку «Дети и животные».
-пополнение коллекции мини-музея новыми экспонатами.
-подбор пальчиковых фигурок животных.
-изготовление картонажных фигурок животных для драматизации сказок «Колобок», «Репка»
Проект для группы раннего возраста
по теме: «Домашние животные».
Тип проекта –краткосрочный (1месяц).
Вид проекта –познавательный, игровой.
Уровень: подражательно-исполнительский.
По количеству участников –групповой.
Возраст детей – 1-4 лет.
Участники – педагоги, дети, родители.
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Актуальность проекта:
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними животными вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители должны научиться:
• формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;
• положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.
Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
Цель проекта:
• формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста;
• обогащать знания детей о домашних животных;
• прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них.
Задачи:
• расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных, их характерных особенностях;
• развивать у детей правильное звукопроизношение;
• побуждать детей выполнять имитационные движения;
• формировать положительный эмоциональный опыт.
Этапы проекта:
1 этап – проблематизации и выбора темы: создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.
Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
2 этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Молодец! Правильно ответил».
3 этап – этап осуществления проектной деятельности.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок
- Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.
- Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными.
- Конструирование домика для животных.
- Проведение подвижных игр.
- Изготовление и проведение дидактических игр.
- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций.
Формы организации совместной деятельности по теме Дидактическое обеспечение
- Проведение с детьми бесед о домашних животных;
- Рассматривание иллюстраций, карточек к темам: «Домашние животные» Играем в сказку «Репка» Художник Г. Соколов
Рассказы по картинкам «В деревне» Художник Д. Гончарова
Обучающие карточки «Домашние животные»
Наглядные пособия «Домашние животные», «Детёныши домашних животных».
- Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр: Игры с пальчиками: «Козочка», «Курочка», «Киска», «», «Лошадка», «Хлопни в ладошкика», «Котята», «Бараны», «Собачка».
Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Цыплята и собачка», «Коза рогатая», «Кошечка», «Собачка и воробьи», «Еду еду», «Пастух и овечки».
Дидактические игры: «Кто живёт во дворе», «кто, как кричит", «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», «Сложи картинку», «Животные и их малыши» «Кто что ест?».
Игровое упражнение: «раскрась водой»
- Чтение художественной литературы: «Козлик», «Коза-дереза», «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Козлёнок», «Ути-ути» А. Барто
«Кто живёт в деревне», «Подарок маме», «Собака», «Два козлика», «Баран», «Корова»
- Чтение русских народных сказок: «Колобок, «Репка», «Козлятушки», «Курочка Ряба»
- Слушание и пение русских народных и колыбельных песен: «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».
- Слушание и заучивание потешек и считалок: «Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок – поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Козонька рогатая», «Упрямые козлы», «Пошёл котик на торжок», «Ходит Васька серенький», Котенька – коток», «Кот на печку пошёл», «Тень –тень-потетень», «Тили тилитили бом», «Ой, ду-ду-ду», «Уж как я свою коровушку люблю»
- Загадывание и отгадывание загадок «хвост с узорами, сапоги со шпорами» -С. Михайлов. «Лошадь», «Свинки», «Кошка», «Козы», «Поросёнок»
- Проведение физкульт-минуток: «Зайка», «Кот», «Конь», «Игра с зайкой».
- Изобразительная деятельность: Лепка – «Подарок любимому щенку» (котёнку, «Цыплята гуляют»
Рисование – «Следы» (рисование пальчиком)
- Художественно-продуктивная деятельность: Фотовыставка: «Домашний любимец».
- Совместная деятельность детей и родителей: Настольный театр - «колобок»;
- Деятельность родителей.
1. Создание макетов: «На деревенском дворике»
План взаимодействия с семьей в рамках темы: «Домашние животные».
Данная тема запланирована на 1 месяц. Разработку плана работы с семьей мы начали с того, что определила наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей в рамках темы, а именно:
1. Анкетирование родителей.
2. Информационный стенд.
3. Консультация для родителей.
4. Памятка для родителей.
У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации.
1. Провести анкетирование родителей.
Предложить родителям анкеты по теме: «Домашние животные в Вашей семье». Цель этой анкеты: определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного и заботливого отношения к животным.
В анкете представлены следующие вопросы:
1. Если ли у Вас в семье домашнее животное?
2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?
3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
4. Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас есть дети раннего возраста?
5. Общение с домашними животными, влияет на нравственное воспитание ребенка?
6. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
Анализ ответов родителей.
В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.
Для примера я составили диаграмму анализа по следующим вопросам:
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
- 58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку общаться с домашним питомцем
с 1 года;
- 42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (играть) с рождения.
Ещё вопрос: Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас дети раннего возраста?
- 100% родителей (12 человек, считают, что можно держать дома, если есть маленькие дети
кота (кошку);
- 33% родителей (4 человека) – рыбок;
- 17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;
- 17% родителей (2 человека) – попугая;
- 8% родителей (1 человек, считают, что можно держать хомяка;
Проведение консультации для родителей по теме: «Дети и домашние животные». Цель: формировать представления родителей о влиянии домашних животных на развитие ребенка.