Татьяна Петрищева
Мини-музей «Деревянная ложка» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей
Профиль музея:
познавательный, исследовательский, информационный
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с деревянными предметами быта русского народа.
Задачи:
• Дать представления о разнообразии предметов из дерева.
• Расширить представления о свойствах деревянных изделий.
Публикация «Мини-музей „Деревянная ложка“ в ДОУ» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
• Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, учить делать выводы, развивать любознательность.
• Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Воспитывать интерес к природе, необходимость бережного отношения к ней.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; • принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважении.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественно-изобразительных навыков.
Формы деятельности:
-поисковая;
-научная;
-экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте групповой комнаты, где на полках шкафа располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки
картинок с изображением изделий с резьбой по дереву, с изображением посуды с хохломской росписью; подборка настольно - печатных игр;
подборка дидактических игр на тему: «Деревянная сказка» такие как:
«Узнай по контуру», «Назови сказку», «Найди такую же матрёшку, ложку»,
«Обведи и раскрась». Так же собрана картотека с набором: стихотворений, пословиц, загадок, потешек, частушек, песенок, физкультминуток.
Концепция мини-музея «Деревянная ложка»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.» Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: декоративно-прикладное искусство, устный народный фольклор: считалки, загадки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, т. к. представляет ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. В создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. С введением ФГОС мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Деревянные предметы наиболее доступны для понимания детьми младшего дошкольного возраста. Мы начали работу по сбору экспонатов и оформлению помещения.
В процессе работы над проектом и сбором экспонатов в мини-музей, при совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, мы решили переименовать музей, и в настоящее время он называется мини-музей «Деревянная ложка».
Целью создания нашего мини-музея является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с деревянными предметами быта русского народа, с присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Для этого мы создали систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях, а также привлекали родителей к сбору экспонатов для мини-музея, планируем вовлекать родителей в воспитательно–образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, драматизации русских народных сказок, знакомство с календарными праздниками. Перед нами стоит задача воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм. Для этого мы используем все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Открытие мини-музея поставило перед нами основную задачу – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.
В нашем мини-музее «Деревянная ложка» собраны предметы русского быта: деревянная посуда, деревянные ложки, деревянные игрушки. Детям очень интересно увидеть в действии из какой посуды наши предки ели, пили, из какого материала её изготавливали, как украшали, во что играли. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.
Мы планируем использовать различные формы работы - досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития, театральные постановки по мотивам народных сказок, разрабатать перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
Таким образом, возвращаясь к истокам культуры предков, мы формируем у наших воспитанников знания о культурном наследии русского народа, прививаем любовь к Родине.