Берковская Наталья Владимировна
Межличностное общение в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сфера межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте за последние годы привлекала внимание многих исследователей. И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины возникающих проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.
Публикация «Межличностное общение в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Многие авторы в своих исследованиях отмечают, что одной из наиболее важных, а часто и единственных причин социальной дезадаптации является нарушение общения со сверстниками. Авторы указывают, что ребенок, не признанный сверстниками, не умеющий наладить с ними контакт, выстраивать коммуникативное взаимодействие, может потерять интерес взаимодействию, что неблагоприятно скажется в дальнейшем обучении в школе.
С. В. Духновский считает, что «межличностные отношения в дошкольном возрасте – это система установок, ориентаций и ожиданий детей относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности».
Первые дни ребенка в дошкольной организации – это дни его приобщения к процессу межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами. В начальный период это взаимодействие имеет некоторую динамику и закономерности развития. В период адаптации дети обычно не начинают взаимодействовать со сверстниками. Постепенно ребенок развивает систему личных отношений. Его основой являются непосредственно эмоциональные отношения, которые преобладают над всеми другими, а также игра – как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Формирование межличностных отношений наиболее эффективно происходит в процессе сюжетно-ролевых игр. Название данных игр указывает на необходимость использования двух обязательных компонентов – сюжета и ролей. Сюжетно-ролевые игры на основе жизненных ситуаций, литературных произведений, фильмов способствуют усвоению позитивных межличностных отношений в непосредственной форме.
В сюжетно-ролевой игре дошкольник воспроизводит отношение взрослого к окружающему миру, справедливые или несправедливые действия по отношению к другим людям. В игре дошкольник переживает эмоции субъекта, прибегает к таким проявлениям, или моделирует ситуацию, где выступает объектом несправедливости и приобретает опыт противостояния этому негативному явлению. Кроме того, к внешним атрибутам игры дошкольника относится следования установленным правилам. Если замечается их несоблюдение, то различные санкции воспринимаются и мыслятся нарушителем как справедливые.
Именно в сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются реальные и ролевые отношения. Содержание игры дает возможность ребенку осознавать цели и задачи труда взрослых, воспроизводить с помощью моделирования их взаимоотношения, в воображаемых ситуациях. Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует умелого и систематического влияния на нее. Источником данной игры, является роль, которая направлена на развитие и поведение ребенка.
Межличностные отношения начинают активно развиваться в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает сюжетно-ролевую игру. Одним из основных новообразований старшего дошкольника является активное развитие коммуникативных навыков и способностей, так как именно в этом возрасте ребенок учится дружить и строить межличностные отношения. Понимание справедливости в межличностных отношениях происходит в результате осмысления установок взрослых и реального взаимодействия с ними. Находясь в роли объекта, на который осуществляется воспитательное воздействие взрослых, ребенок таким образом учится контролировать свое поведение и прибегать к проявлениям, которые не противоречат выдвинутым требованиям. Опыт применения знаний межличностных отношений происходит в процессе сюжетно-ролевой игры, когда у дошкольника появляется возможность побыть в роли субъекта нравственных установок и контроллера их выполнения. Он «апробирует» усвоенные критерии оценки действий другого, проверяет свои способности их применять и отзываться на реакции партнера в игре. Пережитые в связи с этим эмоции влияют на качество дальнейшего отношение к другим людям, а моральные стандарты, которыми руководствуется дошкольник, закладываются в фундамент нравственного сознания.
В исследовании В. П. Бурнашевой и Е. Э. Сидоровой показано, что взаимоотношения старших дошкольников строятся в основном на эмоционально-положительной основе.
Н. П. Аникеева обнаружила, что небольшие группы детей старшего дошкольного возраста (от 2 до 5 человек в группе) возникают в ходе обычной игровой и межличностной коммуникации. Эти небольшие группы организованы по разным причинам: сходство взглядов, предпочтений, игры девочек (с куклами и т. д.) и мальчиков (с машинами и т. д.). Но именно там дошкольник находит удовлетворительную позицию для приобретения опыта межличностного взаимодействия.
Анализ точности определения ребенком взаимоотношений в группе показывает, что старшие дошкольники довольно субъективно судят о положении других детей в группе детского сада. При этом именно это субъективное отношение влияет на установление и развитие межличностных отношений.
В старшей и подготовительной группах основой межличностных отношений часто является внешний мотив. В процессе взросления данные мотивы меняются. Я. Л. Коломинский и Н. А. Березовин пришли к выводу, что межличностные отношения связаны с психологической атмосферой и эмоциональным благополучием в группе.
Следует отметить, что дети, которые имеют покладистый характер, занимают хорошее место в структуре группы, так как эти дети обладают различными способностями, способствующими установлению адекватных межличностных отношений.
Несмотря на требования ФГОС дошкольного образования, в содержании программ обучения крайне редко можно обнаружить разделы, ориентированные на целенаправленное формирование у дошкольников вариативных навыков социального взаимодействия, позволяющих не только гибко адаптировать свое поведение в зависимости от ситуации, но и в определенные моменты сохранять свое мнение даже вопреки влиянию большинства. Одним из вариантов решения этой проблемы является использование возможностей организованного социального взаимодействия, направленного на ориентацию формирующейся личности в понимании значимости своей индивидуальности, на приобщение личности к системе общечеловеческих ценностей и на выработку собственного отношения к ним.
Таким образом, межличностные отношения начинают активно складываться в старшем дошкольном возрасте. Новый этап в отношениях происходит, когда ребенок переходит в старшую, а затем подготовительную группу, где он изменяет всю структуру межличностных отношений. Следует отметить, что дети, которые имеют покладистый характер, занимают хорошее место в структуре группы.