Арзуманян Екатерина
Методы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения и письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержи на 1,5-1,7 г. К этой характеристике добавьте:
- слабое развитие тонкой моторной координации;
- беспорядочные, неловкие движения;
- постоянную внешнюю болтовню, указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение;
-трудности планирования; слабую психоэмоциональную устойчивость при неудачах;
низкую самооценку;
-упрямство;
-лживость, вспыльчивость, агрессивность.
Публикация «Методы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми» размещена в разделах
Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель
защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая.
Характерная черта умственной деятельности – цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается гиперактивный ребенок имеет как бы мерцающее сознание, может «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную
стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.
Дети с СДВГ имеют достаточно высокие компесаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
-обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
-соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
-соответствующая медикаментозная поддержка;
-разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, педагогов, психолога, родителей;
-своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция;
Воспитатель должен подвести родителей к тому, что:
1) Поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать частых слов «нет», «нельзя» и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, например шуткой.
повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения, за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
2) Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
3) В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.
4) Необходим четкий режим дня и место для занятий; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
5) Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т. е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение (исключая физическое).
6) В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню и возрасту ребенка.
7) В след за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки приятия и прощения.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.
А) -строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами педагога;
-изменить режим занятий с включением физкультминуток;
-предоставить ребенку обращаться за помощью в случае любого затруднения;
В) -чаще хвалить;
-вести постоянный режим дня;
-избегать завышенных или заниженных требований;
-использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
-давать задания с возможностями ребенка;
-большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
-создавать ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны;
-игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
-строит процесс воспитания на положительных эмоциях;
-помнить, что с ребенком необходимо договариваться;
С) –терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
-профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.