Людмила Борздыко
Методы воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы воспитания детей дошкольного возраста.
В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, для достижения воспитательных целей.
Публикация «Методы воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспитания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод
Методы воспитания это пути, избирает педагог для достижения воспитательных целей. Современный педагог решает проблему выбора методов воспитания с учетом общих и конкретных целей и задач воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, конкретных обстоятельств развития дошкольников в группе детского сада, уровня воспитанности детей и перспектив их развития. Методы воспитания отбираются с учетом профессиональной компетентности и мастерства педагога. Все современные методы воспитания имеют гуманистическую ориентацию, опираются на положительные качества ребенка, способствуют развитию его самостоятельности, активности и общей культуры.
В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социо-культурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации.
Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников
Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.
Методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.
Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников.
Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Она включает в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.
Приучение к положительным формам общественного поведения. Этот метод обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. В свое время В. Г. Белинский справедливо подчеркивал, что маленького ребенка надо не столько поучать, сколько приучать к правильным поступкам. Смысл приучения состоит в том, что детей систематических в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами).
Приучение основано на подражании детей действиям воспитателя, повторяемости определенных форм поведения и постепенной выработке привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: четкая организация жизни детей, соблюдение режима; наличие доступных, понятных дошкольникам правил поведения; единство требований, положительная поддержка и пример взрослых. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.
Упражнение в положительном поведении и поступках.
Упражнение как метод воспитания представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм поведения в целях их закрепления в личном опыте детей. Конечная цель упражнения - сформировать общественно ценные навыки и привычки, создать у детей устойчивую основу поведения в соответствии с общественными культурными нормами.
Использование метода упражнений предполагает ряд требований:
– необходимо вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения. При этом, чем старше ребенок, тем более следует опираться на осознание им значения и необходимости выполнения соответствующей формы поведения.
– сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;
– упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;
– постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;
– опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка.
Педагог направляет активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной форме поведения.
Сочетание приемов, обеспечивающих побуждение, приучение и систематическое упражнение детей в правильных действиях и поступках способствует формированию у них положительного опыта общественного поведения.
Воспитывающие (воспитательные) ситуации – это преднамеренно созданная педагогом обстановка, или специально созданные педагогом жизненные обстоятельства, ставящие ребенка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Воспитывающие ситуации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.
В педагогике метод воспитывающих ситуаций является также одним из методов диагностики воспитанности дошкольников. Он позволяет решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества.
Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в данных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе; и т. п.).
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие. Задача воспитателя – заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения.
Воспитывающие ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и пр. помогают дошкольникам осваивать новые нормы и способы поведения, осознанно применять имеющийся поведенческий опыт. Ситуации включаются воспитателем в содержание занятий и в свободную деятельность детей. Все они неразрывно связываются с личным опытом детей, с развитием их самосознания и самооценки.
Ситуационный подход широко используются в воспитательном процессе современного детского сада. Игровые и жизненные ситуации, в которых дети естественным путем, в увлекательной обстановке решают проблемы общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми выполняют значимую воспитательную роль.
Личностное участие дошкольников в организованных педагогом жизненных ситуациях общения и деятельности приводит к появлению новых социальных мотивов, обогащает ценным содержанием опыт нравственного поведения.
Игровые методы воспитания. Применение игровых методов в воспитании дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Вся атмосфера современного детского сада насыщается разнообразными играми, игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях, используются педагогом для организации практики поведения и взаимоотношений со сверстниками, развития коммуникативных умений, социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста.