Получи документы

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Людмила Борздыко
Методы воспитания детей дошкольного возраста

Методы воспитания детей дошкольного возраста.

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, для достижения воспитательных целей.

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспитания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод

Методы воспитания это пути, избирает педагог для достижения воспитательных целей. Современный педагог решает проблему выбора методов воспитания с учетом общих и конкретных целей и задач воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, конкретных обстоятельств развития дошкольников в группе детского сада, уровня воспитанности детей и перспектив их развития. Методы воспитания отбираются с учетом профессиональной компетентности и мастерства педагога. Все современные методы воспитания имеют гуманистическую ориентацию, опираются на положительные качества ребенка, способствуют развитию его самостоятельности, активности и общей культуры.

В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социо-культурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам, содержанию и механизмам реализации.

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности.

Методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников.

Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Она включает в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.

Приучение к положительным формам общественного поведения. Этот метод обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. В свое время В. Г. Белинский справедливо подчеркивал, что маленького ребенка надо не столько поучать, сколько приучать к правильным поступкам. Смысл приучения состоит в том, что детей систематических в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами).

Приучение основано на подражании детей действиям воспитателя, повторяемости определенных форм поведения и постепенной выработке привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: четкая организация жизни детей, соблюдение режима; наличие доступных, понятных дошкольникам правил поведения; единство требований, положительная поддержка и пример взрослых. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.

Упражнение в положительном поведении и поступках.

Упражнение как метод воспитания представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм поведения в целях их закрепления в личном опыте детей. Конечная цель упражнения - сформировать общественно ценные навыки и привычки, создать у детей устойчивую основу поведения в соответствии с общественными культурными нормами.

Использование метода упражнений предполагает ряд требований:

– необходимо вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения. При этом, чем старше ребенок, тем более следует опираться на осознание им значения и необходимости выполнения соответствующей формы поведения.

– сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;

– упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;

– постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;

– опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка.

Педагог направляет активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной форме поведения.

Сочетание приемов, обеспечивающих побуждение, приучение и систематическое упражнение детей в правильных действиях и поступках способствует формированию у них положительного опыта общественного поведения.

Воспитывающие (воспитательные) ситуации – это преднамеренно созданная педагогом обстановка, или специально созданные педагогом жизненные обстоятельства, ставящие ребенка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Воспитывающие ситуации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.

В педагогике метод воспитывающих ситуаций является также одним из методов диагностики воспитанности дошкольников. Он позволяет решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества.

Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в данных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе; и т. п.).

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие. Задача воспитателя – заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения.

Воспитывающие ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и пр. помогают дошкольникам осваивать новые нормы и способы поведения, осознанно применять имеющийся поведенческий опыт. Ситуации включаются воспитателем в содержание занятий и в свободную деятельность детей. Все они неразрывно связываются с личным опытом детей, с развитием их самосознания и самооценки.

Ситуационный подход широко используются в воспитательном процессе современного детского сада. Игровые и жизненные ситуации, в которых дети естественным путем, в увлекательной обстановке решают проблемы общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми выполняют значимую воспитательную роль.

Личностное участие дошкольников в организованных педагогом жизненных ситуациях общения и деятельности приводит к появлению новых социальных мотивов, обогащает ценным содержанием опыт нравственного поведения.

Игровые методы воспитания. Применение игровых методов в воспитании дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Вся атмосфера современного детского сада насыщается разнообразными играми, игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях, используются педагогом для организации практики поведения и взаимоотношений со сверстниками, развития коммуникативных умений, социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 10:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Борздыко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД