Ольга Мяснянкина
Методы развития речи у детей 1–3 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Методы развития речи у детей 1–3 лет
В 1 год ребенок употребляет 3 - 4 слова, понимает отдельные слова, соотносит их с определенными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. К концу первого года жизни у малышей появляются первые осмысленные слова. В период от 1 года до 3 лет у детей быстрыми темпами формируется словарный запас до 1000 слов. Ребенок использует предложение из пяти - восьми слов, называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов и понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.
Публикация «Методы развития речи у детей 1–3 лет,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития ребенка, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.
1) Познаем предметы вместе
Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы руками, нюхают их, облизывают, кусают.
Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии двери говорите: «Открывай дверь, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.
2) Образование с помощью звука
Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память. Не забывайте, что вы стараетесь обозначить звук, который ребенок издал.
3) Речевое сопровождение
Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.
4) Так как ребенок совсем маленький, часто родителям хочется изменить свой тон речи и посюсюкаться с ребенком. Убедительная просьба, учите детей правильным словам. Не глазки, а глаза; не кружок, а круг; не носик, а нос. Дети до 3 лет еще не понимают уменьшительно - ласкательных слов, поэтому лучше всего учить их правильно говорить. А уменьшительно - ласкательные слова старайтесь использовать после 3 лет.
5) Так же, ребенок очень быстро схватывает все за взрослыми. Поэтому постарайтесь говорить четко и не каверкать свою речь. Это может навредить малышу. В будущем это может привести к тому, что ребенок будет повторять слова так, как он услышал. Например, вместо слова "маленький" будет слово "масенький".
6) Старайтесь тратить ежедневно 5 - 7 минут в день с детьми на артикуляционную гимнастику. Используйте 2 - 3 упражнения. Обязательно повторяйте их несколько раз, чтобы закрепить результат. Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.
Артикуляционная гимнастика:
«Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
«Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
«Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
В сети интернет вы найдете большой список игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
7) Развивайте мелкую моторику рук. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитие речи детей. Поэтому старайтесь давать своему ребенку игры с песком, крупой и т. д. Такие игры как: Пересыпь с одной банки в другую крупу с помощью ложки; разбери бусинки по коробкам; найди мелкие игрушки в песке и т. д. Используйте пальчиковые гимнастики. Лепите с ребенком, рисуйте, делайте аппликации. Не забывайте показывать ребенку, как правильно держать карандаш или кисть.
Старайтесь использовать все рекомендации, тогда обязательно это приведет к развитию речи малыша!