Идрисова
Методы работы воспитателя по формированию произвольного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
Методы работы воспитателя по формированию произвольного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Выбранная мной тема считается актуальной, так как с каждым годом она обретает широкую распространенность у детей. И все сложнее справиться с таким ребенком, родителям и педагогам. Поэтому требуются методы работы и обучения, которые помогут развить и уменьшить его двигательную активность, не нанося вред психологическому здоровью ребенка.
Публикация «Методы работы воспитателя по формированию произвольного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность является характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложено самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными или сверхподвижными.
Цель: сформировать метод работы по формированию произвольного поведения у ребенка с СДВГ.
Задачи:
- Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую по проблеме исследования.
-Рассмотреть основные понятия темы исследования: произвольное поведение, синдром дефицита внимания, гиперактивность.
-Изучить возрастные особенности детей с СДВГ.
- Составить коррекционную работу по проблеме исследования: составить методические рекомендации для родителей; разработать комплекс мероприятий для формирования произвольного поведения у детей с СДВГ.
Объект: формирование произвольного поведения у детей с СДВГ.
Предмет: произвольное поведение у детей с СДВГ.
В 18 веке появились первые исследования и гипотезы, посвященные вниманию и повышенной активности. И уже в 90-х годах прошлого века, на фоне нарастающего информационного потребления, ученые стали выявлять у некоторых детей и подростков состояние, происхождение которой изначально было не вполне понятно. Состояние это получило название «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Этот диагноз ставился детям, испытывающим трудности при необходимости сосредоточиться на решение каких-либо задачах, демонстрирующим избыточную возбудимость, постоянно отвлекающимся, неспокойным и импульсивным.
Шотландский врач и путешественник Александр Крейтон в своих работах анализировал свойства внимания и причины его расстройств. Также как Джон Локк, Крейтон описывал поведение учеников. Он назвал таке расстройство «психической тревогой». Психиатр Эдвард Хэлловэлл и врач Джон Рэйти в 1994 году издали книгу «Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых детей и что с ним делать». В 2005 году те же авторы издали новую книгу «Избавление от отвлечения внимания».
Произвольное поведение- способность целенаправленно и осознано планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение.
Синдром дефицита внимания :
- это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Трудность концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
- это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка.
- это состояние мозга, изменяющие способность к концентрации внимания.
Гимерактивность:
- это состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Неуравновешенная нервная система.
- это преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения.
- это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью.
История формирования произвольного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Один из вопросов, которые часто задают родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, – откуда взялся этот синдром и почему его не было у детей раньше? Ответ выглядит следующим образом – нарушения поведения, объединяемые понятием СДВГ, были и раньше, только назывались они по-другому.
• 1845 году впервые описаны нарушения поведения, которые сегодня получили название СДВГ, доктором Генрихом Хоффманом. В иллюстрированной книге о детях “The Story of Fidgety Philip” (“История неугомонного Филиппа”) точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, прототипом которого послужил собственный сын доктора.
• 1902 году британский врач Джордж Ф. Стилл описал группу из 20 детей с агрессивным и недружественным поведением. Эти особенности поведения Стил объединил понятием «моральный дефект», причину которого он видел в неврологическом нарушении.
•1918 году постэнцефалитное поведенческое расстройство у многих детей, выживших после эпидемии энцефалита, наблюдалась аналогичная СДВГ симптоматика.
•1930-40 годах минимальная мозговая дисфункция. Минимальная мозговая дисфункция – легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы. Такое определение говорит об очень деликатных нарушениях функционирования центральной нервной системы, каждое из которых в отдельности не является патологическим симптомом, и может отмечаться у здоровых детей, но в совокупности они “выходят” за границы нормы. По мнению большинства исследователей, применение этого термина оправдано для обозначения трудностей обучения и особенностей поведения у детей при выявлении в анамнезе факторов, которые могли бы привести к негрубому повреждению ЦНС и повлечь за собой нарушение формирования высших психических функций. История проблемы. Первое описание в медицинской литературе ребенка с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания дано в 1845 году немецким психоневрологом Хоффманом. С тех пор многие ученые занимались проблемой невротических отклонений поведения, однако вопрос о терминологии оставался нерешенным. В 30-40 годы прошлого столетия впервые было сформулировано определение “минимальное мозговое повреждение” для обозначения непрогредиентных резидуальных состояний, возникающих в результате ранних, локальных повреждений ЦНС.
1959 году впервые термин “ММД” появился в литературе и использовался для описания поражений головного мозга, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения.
1962году Оксфордская группа по международным исследованиям в детской неврологии провела симпозиум по проблемам ММД, где официально признан этот термин для обозначения совокупности проблем поведения и обучения в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.
•1950-60годы гиперкинезы детского возраста
•1970-е годы расстройство дефицита внимания
•1980-е годы расстройство дефицита внимания с или без гиперактивности
1968году во второй редакции американской классификации психиатрических болезней был предложен термин “гиперкинетическая реакция детства”, в последующих редакциях он изменялся и принял современный вид лишь в 1994 году как синдром дефицита внимания/ гиперактивности. В России используется международная классификация болезней, где также введено понятие “синдрома дефицита внимания с и без гиперактивности”, разработаны его диагностические критерии. По указанной классификации данной патологии присвоен шифр F 90.0 и F 90.1 в подразделах “Нарушение активности и внимания” и “ Гиперкинетическое расстройство поведения” соответственно, пятый класс: “Психические заболевания и расстройства поведения”, но по сложившейся практике эти больные чаще находятся в поле зрения неврологов, нежели психиатров.
1978году Л. О. Бадалян внедрили этот термин в нашей стране для обозначения разных по этиологии и патогенезу клинических состояний, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения, в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.
Возрастные особенности формирования произвольного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В большинстве случаев клинические проявления возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостыо, они еще в младенчестве гиперподвижны, часто выбираются за пределы, отведенные им для безопасных игр, что вызывает риск травматизации. В дальнейшем они становятся крайне непослушными, их поведение с трудом контролируется родителями.
Как правило, гиперактивность сочетается с импульсивностью, у дошкольников она проявляется несдержанностью, нетерпеливостью, желанием быть первым во всех играх; такие дети конфликтны, агрессивны, что при погрешностях воспитания может привести к развитию патологических форм поведения. Вместе с чем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, до года могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, которые родители, как правило, сначала игнорируют. Для этих детей характерна двигательная неловкость, неуклюжесть, недоразвитие мелкой моторики.
Несмотря на то, что диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностыо можно поставить в возрасте 5-6 лет, риск развития синдрома можно прогнозировать на 1-м году жизни и более точно после 3-4 лет.
В возрасте 5-6 лет к этим изменениям присоединяются трудности в обучении (освоение чтения, письма) и общении со сверстниками.
К подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания и импульсивность у многих в той или иной степени сохраняются вплоть до взрослого возраста. Социальная значимость проблемы определяется тем, что у подростков с СДВГ нередко нарастают нарушения поведения, появляется агрессивность, возникают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается школьная успеваемость. Для таких детей характерны безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам. В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст.
Методы работы воспитателя по формированию произвольного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Включение в обучение игровых ситуаций – это один из способов, способствующих эмоциональной ситуации ребёнка и более его успешному усвоению знаний.
Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «СГ» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определённых условий. Прежде всего ребёнок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе. Если перечисленные выше условия выполняются и ребёнок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3-4 года большинство таких детей можно переводить в массовую школу.
Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педиатра и др.
Гиперактивный ребёнок ведёт себя не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.
В работе с гиперактивными детьми используют 3 основных направления:
Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
При необходимости работа с гневом.
В общении с гиперактивным ребёнком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:
• не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребёнка, т. к. от шума возбуждение усиливается;
• при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
• во время занятий посадите рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
• в середине занятия дать возможность подвигаться: попросите что–нибудь поднять, принести и т. п. ;
• хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое- то дело до конца.
Первоначальная работа с гиперактивным ребёнком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребёнка не только слушать, но и слышать- понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретных заданий. Затем идет вовлечение ребёнка в групповые виды деятельности.
Воспитатели. Родители таких детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними.
Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
С гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. Чаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т. к. самооценка таких детей страдает. Но недопустима неискренняя, незаслуженная похвала. Хвалить ребёнка нужно не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок выполнил его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок просто не услышит вас. Нельзя также давать несколько заданий сразу. В общении с гиперактивным ребёнком не должно быть резких запретов, лучше дать ему возможность выбора.
В силу своей импульсивности гиперактивному ребёнку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом.
Гиперактивные дети быстро утомляются, усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто взрослые принимают за активность ребёнка. Утомление приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения рекомендуется ограничить пребывание таких детей в местах скопления большого количества людей, соблюдение чёткого режима дня.
При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность надо поэтапно (индивидуально- малая группа- коллективные игры).