Ирина Мищенко
Методы ознакомления с природой детей младшего дошкольного возраста. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы разнообразен. Интерес к ней пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. Детей привлекают зелёные луга, снежные горы, шуршащие под ногами листья, лужи, ручейки, яркие цветы, колючие кустарники, птицы, животные, бабочки, жуки, яркое солнце, порывистый ветер, поливной дождь, пушистый снег. Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!
Важнейшими задачами ознакомления дошкольников с природой являются:
- введение ребёнка в мир природы,
- формирование реалистических представлений-знаний об объектах и явлениях,
Публикация «Методы ознакомления с природой детей младшего дошкольного возраста, Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения» размещена в разделах
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
- воспитание способности видеть красоту родной природы, любви, бережного и заботливого отношения к ней.
Только в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка можно достичь усвоения определённых знаний, выработать навыки и умения, развить способности, сформировать нравственные качества личности. Для этого в работе с детьми мы используем разнообразные методы: наглядные, практические и словесные.
К НАГЛЯДНЫМ методам:
-Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе. В работе с маленькими детьми - оно кратковременно. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель даёт некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку. Чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). При коллективных наблюдениях используются игровые приёмы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов («Птичка поёт песенку для детей», «Рыбка плывёт к Свете», сюрпризные моменты, разнообразные обследовательские действия: подставить ладошку солнцу, понюхать цветок.
- Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций в книгах даёт возможность подробно рассмотреть явления природы, познакомить с явлениями, недоступными для непосредственных наблюдений (лес, море, муравейник, вулкан, дятел, белка.).
Через ПРАКТИЧЕСКИЕ методы дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
дидактические игры:
- предметные – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Отгадай овощи». В них формируются умения обследовать предметы.
- настольно - печатные– «Зоологическое лото», «Времена года». Дают возможность у детей восстанавливать по слову образ предмета или явления.
- словесные – «Кто летает, бегает, прыгает», «Четвёртый лишний». Помогают закрепить знания детей о функции и действиях предметов.
- игровые упражнения и игры - занятия – «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус». Развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам.
- подвижные игры природоведческого характера – «Кот и мыши», «Солнышко и дождик». Создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе.
- творческие игры - строительные игры с природным материалом: песком, глиной, камешками,снегом, водой,шишками. Дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Труд в природе
Создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания
Формирует бережное, заботливое отношение к природе
Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям
Является способом развития наблюдательности
Способствует формированию трудолюбия
Даёт возможность получать представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, о сезонных изменениях в природе.
Дети младшего дошкольного возраста помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы, в зимнем саду и на участке.
Элементарные опыты
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Используется как способ решения познавательной задачи и для ознакомления со свойствами воды, песка, глины. Может проходить как длительное сравнительное или кратковременное наблюдение.
СЛОВЕСНЫЕ методы – методы, с помощью которых конкретизируют, пополняют, уточняют, систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
- Рассказ воспитателя действует не только на ум, но и на чувства ребёнка. Поэтому, мы стараемся, чтобы он должен быть ярким, образным, конкретным и обязательно сопровождаемый иллюстрациями.
- Беседа бывает предварительная (проводится перед наблюдением или экскурсией) и итоговая (направлена на закрепление полученных знаний и впечатлений).
- Чтение художественной литературы
Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Она имеет огромную познавательную ценность. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание, но и на чувства ребёнка.
Основоположниками детской природоведческой книги являются В, Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин. В основе каждого рассказа, сказки лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе.
Воспитатель использует детскую природоведческую литературу для того, чтобы показать ребёнку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению. Помогая вызвать интерес к нему.
Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов в процессе наблюдения помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Ознакомление с природой - одно из средств всестороннего развития и воспитания детей, становления личности.