Галицкая Лина Александровна
Методы обучения двигательным действиям
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В процессе физического воспитания, важны образовательные задачи, состоящие в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные знания, умения и навыки.
Рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений, являются основным предметом обучения. Особенности двигательных действий, как и закономерности формирования двигательных умений и навыков предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Для обучения двигательным действиям необходимо решить следующие задачи:
Публикация «Методы обучения двигательным действиям» размещена в разделах
- обеспечение «начальной школы движений», а именно обучение управлению простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создавая исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
- обучение действиям, используемым как «подводящие» упражнения или средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических способностей;
- формирование и доведение до нужной степени совершенства основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни и других сферах деятельности.
Построение процесса обучения, его методы и особенности, зависят от структурной сложности формируемых действий. Структурная сложность двигательного действия предопределяет выбор метода при начальном разучивании действия, при этом особенности обучения двигательным действиям зависят от проявляемых физических качеств и уровня их проявления.
Важнейшей проблемой методики обучения таким действиям становится соблюдение соотношений между факторами, которые приводят к закреплению двигательных навыков, и факторами, которые увеличивают их изменчивость.
Методы обучения двигательным действиям
Методы обучения двигательным действиям основываются на регулировании состава и порядка выполнения активных двигательных действий. Методика обучения заключается в повторении упражнений, отборе и освоении форм и способов их выполнения. В обучении существуют целостный (интегральный) и аналитический (избирательный).
Метод целостного упражнения представляет собой многократное повторение действия полностью. Этот метод используется при начальном обучении простым упражнениям или невозможности их расчленения. При обучении сложным действиям используют «подводящие» упражнения: структурно схожие и позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме. Методические приемы, применяемые в этом случае, облегчают выполнение упражнения. Используют разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и облегчение внешних условий.
Также данный подход применяют при совершенствовании техники действий. Выполнение действия может быть направлено на последовательную отработку его частей или деталей, при этом закрепление двигательного навыка выполняется в условиях неблагоприятного состояния организма.
Могут быть следующие варианты:
• метод сопряженного воздействия, включающий дополнительные отягощения без искажения техники двигательного действия, которые в свою очередь способствуют ускоренному развитию скоростно-силовых способностей;
• вариативный метод, заключающийся в совершенствовании навыка в различных условиях, он вырабатывает способность к изменению технических характеристик движений;
Преимуществом данного метода является сохранение структуры и ритма действия, недостатком становится более быстрая утомляемость, а так же большая вероятность ошибок и искажений.
Метод расчлененно-конструктивного упражнения состоит в обучении двигательному действию по частям, с последующим объединением в целое. Его используют при изучении координационно-сложного.
Положительными сторонами данного метода являются акцентирование внимания на отдельных частях, меньшая утомляемость, более высокая работоспособность.
Недостатками метода становятся, частичное нарушение характеристик движения и ритма в целом. В данном случае, обучение отдельным частям двигательных действий следует ограничивать двигательным умением, не доводя его до навыка.
Игровой метод упражнения состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры.
Характерными чертами являются:
• эмоции при двигательной деятельности;
• многообразие двигательных;
• самостоятельность в выборе средств и способов решения возникающих задач;
• моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества.
Соревновательный метод упражнения состоит в соперничестве порядка борьбы и оценки достижений. Соревнование - наиболее яркое выражение метода и стимулирование, занимающихся, активной двигательной деятельностью.
Характерными чертами являются:
• эмоции при двигательной деятельности;
• максимальное проявление двигательных;
• выявление уровня владения двигательными действиями.
Соревновательный метод находится между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения.
Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания
К общепедагогическим методам относят методы словесного и наглядного воздействия.
Методы словесного воздействия занимают ведущее место среди общепедагогических методов, т. к. без слова невозможно общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. Словесные методы делятся на 3 группы :
1 группа:
Рассказ создает представление об изучаемом действии.
Описание используют при ознакомлении с техникой, содержанием и правилами.
Объяснение –передача знаний о том, что и как делать.
2 группа:
Команды - оперативное управление.
Распоряжения и приказания отличаются от команд более полным набором слов и спокойным тоном.
Инструктирование - точное изложение правил деятельности.
Указание - словесное воздействие для исправления движений.
3 группа:
Разбор - беседа с анализом и оценкой деятельности.
Замечание – дает оценку качеству и указывает ошибки.
Словесная оценка - может быть краткой и развернутой. Важно помнить, что завышенная оценка ведет к самоуспокоению, «плохо» - к неверию в свои силы.
Словесные отчеты - способ углубления восприятия, самооценки и самоконтроля.
Методы наглядного воздействия заключаются в привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Методы наглядного воздействия : зрительные и слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).
Методы зрительной наглядности используют для оценки и корректировки характеристик движений. Это:
• непосредственный показ;
• натуральный показ движения;
• адаптированный показ - в замедленном темпе.
Методы зрительного ориентирования облегчают правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Например, разметки, позволяют выдержать нужную траекторию.
Методы звуковой наглядности дают возможность уточнить временные и пространственно-временные характеристики движений. Важно учитывать быстроту реакции занимающихся при подаче звуковых сигналов.
Методы двигательной наглядности состоят в развитии мышечных ощущений, которые впоследствии играют решающую роль в комплексе ощущений.
Методы срочной информации позволяют оперативно получить срочные сведения о характеристиках движения с целью внесения коррекции. Сюда относятся технические устройства, например, тензометры в легкоатлетическом манеже.
Заключение
Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, играет воспитание этих качеств с помощью обще-подготовительных и избирательно-направленных упражнений. Особенно важно сформировать позитивную психическую установку, при обучении действиям, связанным с повышенным риском получить травму, а также создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей.
Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям, в целом, решаема путем умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, а также систематичности и постепенного повышения требований.
Новые перспективы в оптимальном решении этой проблемы открываются в связи с внедрением в теорию и практику физического воспитания современных подходов к программированию учебного материала. Таким образом, в гимнастике разработаны программы обучения технике движений на снарядах с учетом структурной общности двигательных действий и рациональной последовательности. Последовательное выполнение таких учебно-подготовительных заданий, которые составлены в соответствии с подобными программами, позволяет обеспечить рациональную преемственность в процессе обучения.
Список литературы
1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физ. культура и специальности 032101 - Физическая культура и спорт: рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. - М. : ФиС: СпортАкадемПресс, 2015. - 543 с.
2. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2014. - 480 с.
3. Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов. - Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2012.-164 с.
4. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие для студ. вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и спец. 022300 - «Физическая культура и спорт» : доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2012. - 463 с.