Эльвира Буранова
Методы моделирования в познавательно — речевом развитии детей дошкольного возраста через использование мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: " Методы моделирования в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста через использование мнемотаблиц».
Подготовила: Э. Р. Буранова
Учитель-логопед
МБДОУ №32
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я представлю выступление на тему: " Методы моделирования в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста через использование мнемотаблиц».
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как говорил К. Д. Ушинский: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам–он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
Цель применения наглядного моделирования - это изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Структура мнемотехники : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы можно использовать : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Составление описательного рассказа. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Отгадывание загадок.
Вывод: в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Видео чтения стихотворения по мнемотаблице ребёнком.
Спасибо за внимание.