Ирина Возовикова
Методы и приёмы логопедической работы, повышающие мотивацию детей с ОВЗ (в том числе «безречевых») к развитию и исправлению речи
▼ Скачать
Автор: учитель-логопед МБОУ «СОШ№40 им. В. Токарева»
И. М. Возовикова
г. Бийск 2022год
Слайд 2
По ФГОС для обучающихся с ОВЗ начали работать с 1.09.2016г. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушения речи, требуют логопедического сопровождения. В нашей школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся таких категорий:
с тяжелыми нарушениями речи ТНР5.1,5.2,
Публикация «Методы и приёмы логопедической работы, повышающие мотивацию детей с ОВЗ (в том числе „безречевых“) к развитию и исправлению речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
с задержкой психического развития
с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1,6.2,6.3,
с расстройствами аутистического спектра 8.2,
слабослышащим, перенёсшим КИ 2.1,2.2
обучающимся с УО вариант 2
Дети с ОВЗ, особенно со сниженным уровнем интеллекта, имеют низкую познавательную активность, обладают сниженной учебной мотивацией, могут быть равнодушны и даже агрессивны к происходящему, поэтому одной из задач занятия логопеда становится :
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, познавательной активности.
Согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляю, в том числе логопедическое сопровождение учеников с НОДА, аутизмом (РАС, УО. Обучающиеся этих категорий часто оказываются безречевыми учениками. А кроме этого имеют неравномерность в развитии психических функций, а то и качественное изменение всей психики, личности в целом. Обладают низкой работоспособностью, истощаемостью нервной системы, эмоциональной лабильностью. При ОНР наблюдаются отклонения в функциональном созревании как отдельных анализаторных систем, так и межанализаторных связей. В этом проявляется такая закономерность нарушенного развития как снижение способности к приему и переработке информации.
Слайд 3
Логопедическое сопровождение таких детей осуществляется в 3 этапа:
• Обследование
• Подготовительный этап
• Логопедические занятия
Слайд 4
Подготовительный этап включает:
-установление зрительного и эмоционального контакта;
-подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;
-настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
-повышение общей активности ребёнка;
-организация произвольного внимания.
Содержание работы на предварительном этапе:
- Установление эмоционального контакта. Этот период чаще всего растягивается на несколько месяцев. Первым включается в работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится возможным включение в работу еще одного специалиста. Этим специалистом становится учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем тоже включается во взаимодействие с ребенком.
- Формирование первичных учебных навыков. Логопед и психолог продолжают развитие навыка взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации, формируют его «учебное поведение». Оба специалиста воспитывают умение работать за столом, подбирают для этого материалы и сами задания в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка, используют эмоционально-смысловой комментарий, который по возможности должен быть сюжетным, сопровождаться рисованием.
Слайд 5
Дидактические принципы работы :
- комплексности, когда воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
-максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы (зрительный, кинестетический, двигательный);
- учета зоны ближайшего развития, при котором выполнение заданий с дозированной помощью со стороны логопеда;
- усложнение материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
-онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогенезе;
-функционально-семантический, согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.
Слайд 6
Правила работы с безречевым ребёнком :
-релаксация,
-простые, короткие слова,
-фиксация взгляда на лицо логопеда,
-опора на первоначальные возможности ребёнка,
-сенсорные впечатления.
Исходя из принципов экспериментального обучения, подбираю и систематизирую языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
Слайд 7
Логопедическая работа с безречевым ребенком требует широкого внедрения способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к исправлению речи. Для формирования предпосылок речевой активности, исправления речи использую особые методы и технологии или их сочетание:
-наглядный метод;
-сочетание двух методов : наглядного и словесного;
-игровых и компьютерных технологий в совместной и индивидуальной деятельности с ребёнком.
Использую здоровьесберегающие технологии:
артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, кинезитерапия, дыхательная гимнастика, сказкотерапия.
В коррекционной работе реализую деятельностный подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.
Формирование собственной речи, правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогом, родителями и сверстниками - это первоочередная задача логопедических занятий.
Слайд 8
Предлагаю свой опыт работы с детьми, имеющими ОВЗ и ОНР I-II уровня:
Обучающийся поступил в 1 г класс МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева» 1 сентября 2016 года на надомное обучение по программе 1 класса АООП для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата НОДА (вариант 6.3., начальное общее образование. Ребёнок имеет статус инвалида, передвигается в инвалидном кресле. У ребёнка нарушение опорно - двигательного аппарата - спастический тетрапарез, более выраженный справа, нарушено зрение (расходящееся косоглазие, заболевание сетчатки, нарушения в когнитивной сфере, нарушение речи (СНР). До школы ребёнок д/сад не посещал. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, не выработаны. Выполнять какие-либо действия ученик сам не может. У мальчика не развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев несовершенны. Ведущая рука правая. Писать, рисовать не может, так как правая рука сжата в кулак, пассивна. Навыки пространственной ориентировки на низком уровне, не ориентируется в основных понятиях времени.
Низкая активность внимания, повышенная утомляемость. На занятиях не усидчив, не удерживает своё внимание, отвлекается. На занятии чаще пассивен, так как познавательный интерес и учебная мотивация на низком уровне. Общий темп деятельности медленный, способность к волевому усилию снижена. У мальчика замедленное восприятие и осмысление, требуется постоянно организующая помощь учителя. Долговременная память несовершенна. Затруднения в переключаемости. Преобладающий тип настроения: часто неуравновешен, периодически тревожен.
Может отказываться от контакта. Не может повторить за учителем слова, движения или действия. Имеет СНР. Мальчик понимает смысл отдельных слов обихода, инструкции из одного звена.
Артикуляционный аппарат без патологических изменений. Объём движений ограничен (самостоятельно не отклоняет язык вправо-влево, вверх-вниз, не поднимает к верхним зубам). Удерживает артикуляционную позу с большим трудом. Присутствует саливация.
Звукопроизношение нарушено. Грамматический строй несовершенен. Составить рассказ по картинке и серии не может.
Обучающийся посещает с мамой учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога. Кроме этого, мальчик ходит в бассейн (2 раза в неделю, на ЛФК (3 раза в неделю). Ему рекомендовано наблюдение у невролога, психиатра.
Образовательное учреждение предоставляет ребёнку с ОВЗ помощь в освоении образовательной программы в виде индивидуальных еженедельных занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога, способствующих развитию речи и познавательных процессов. Учитель-логопед и учитель-дефектолог работают по совместно разработанной программе, индивидуально-ориентированной на возможности и проблемы этого ребёнка. Что позволяет расширить возможности ребёнка в освоении образовательной программы.
СЛАЙД 9 Занятия учителя-логопеда носят комплексный характер:
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Развитие мелкой моторики
• Развитие фонематического восприятия
• Развитие фонематического анализа и синтеза
• Расширение словарного запаса и его активизация
• Совершенствование грамматического строя речи и формирование связной речи
• Развитие познавательных процессов
Занятия провожу в игровой форме с использованием компьютерных презентаций, разнообразной наглядности, материала, несущего информацию тактильно (буквы и элементы с неровной поверхностью и т. д.)
СЛАЙД 10 Дыхательная гимнастика нужна для формирования правильного нижнерёберного дыхания, ритма и силы речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики позволяют получить сильную воздушную струю, что необходимо для чёткого звукопроизношения, ведь звуки произносятся на выдохе.
- вдох производится через нос;
- плечи ребёнка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
- выдыхать воздух следует плавно и длительно;
Упражнение «Паровозик» способствует выработке многоступенчатого выдоха.
Ученику выполнять его затруднительно из-за присутствия спастики.
СЛАЙД 11 Артикуляционная гимнастика
Подвижность органов артикуляции у обучающегося нарушена, страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, и из-за этого звуки звучат смазано, что называется «каша во рту».
Поэтому использую в занятиях артикуляционную гимнастику. Её основная цель – выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению фонем (звуков).
Артикуляционную гимнастику мальчик выполняет перед индивидуальным настольным зеркалом, чтобы он мог следить за своими движениями. На этом занятии он пытается выполнить упражнения для артикуляции звука [С]. Не все упражнения он может выполнять в силу своих ограниченных возможностей. Часто при выполнении упражнений появляется саливация, посторонние движения.
СЛАЙД 12 Развитие мелкой моторики
Упражнения пальчиковой гимнастики частично доступны ученику с НОДА и мы с ним выполняем их, в занятии использована гимнастика «Гномики – прачки». Упражнение сопровождается стихами и поэтому не только развивает моторику, но и память (нужно повторять стихи, оптимизирует процесс, несё т воспитательный подтекст: надо трудиться, помогать другим… «А Мики умницей был – всем водичку носил».
СЛАЙД 13 Использую на занятиях особые приёмы.
Мы знакомимся с буквами используя опору на тактильные ощущения, для этого изготовили буквы из наждачной бумаги, есть элементы букв из бархатной бумаги. Обучающийся проводит по букве пальцем с помощью учителя, плотно прижимая его подушечкой.
СЛАЙД 14 Развитие фонематического восприятия сочетается с расширением словаря. Предлагаю игры: «Стол находок», «Найди любимый звук». Нужно назвать предмет на картинке (подобраны картинки в названии которых есть [С]) и ответить на вопрос: «Есть ли в слове звук занятия [С]?». Мальчик может найти звук занятия лишь в начале слова. Ни в середине слова, ни в конце звук услышать не может. Ученик часто не может назвать предмет на картинке, так как имеет ограниченный словарный запас. Ттогда я называю и объясняю, что это. В конце занятия повторяем новые слова.
СЛАЙД 15 Игра «Любимый цвет»
Формирование грамматических форм, развитие сенсорного восприятия
Мальчику предлагается панно с предметными картинками салатового цвета. Он должен называть предметы мужского, женского и среднего рода, задавая вопросы: КТО? ЧТО? Затем нужно составить словосочетания, используя слова: салатный, салатная, салатное.
На занятии использован материал для развития сенсорного восприятия: салатовый цвет (работа с предметными картинками только этого цвета).
Слайд 16
Другой обучающийся с УО (вариант 2) с ОНР I уровня, тоже мальчик, обучающийся на дому. Мы с ним занимаемся по программе коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» второй год.
Обучающийся 1г класса с ограниченными возможностями здоровья, заключение от 02.06.2021г - АООП для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 – СИПР – 12/13лет. Обучающийся имеет общее недоразвитие устной речи I уровня ТМНР, поведенческие и коммуникативные отклонения. Ему 8,5 лет 05.12.2013г. р. и он обучается на дому. Приходит в МБОУ с мамой на занятия с узкими специалистами: психологом, логопедом, дефектологом и ещё с учителем.
У ребенка с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
Слайд 17
Методические задачи :
• развитие зрительного восприятия;
• развитие зрительного и слухового внимания;
• развитие пространственных представлений;
• развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
•
Коррекционный курс включает следующие разделы:
• Развитие речи средствами невербальной коммуникации
• Импрессивная речь
• Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
• Чтение и письмо
• Глобальное чтение.
Слайд 18
Развитие импрессивной и экспрессивной речи, приёмы :
• Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;
развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного.
• Различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие; соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым и произвольным звукоподражанием.
• Автоматизация в диалогической речи слов «да, нет, хочу, могу, буду».
Слайд 19
Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Помощь в развитии речи и коррекции недостатков речи предоставляет учитель-логопед.