МААМ-картинки

Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников

Светлана Клавкина
Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с основными геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.

Круг рассматривается как проекция шара на плоскость. Педагог предлагает нарисовать шар, и дети изображают его в виде круга. Затем сообщается название этой формы, отмечается ее своеобразие (отсутствие углов, а также происходит обследование детьми модели круга (из дерева или картона) осязательно-двигательным и зрительным способами. Очень важно добиться понимания того, что данная форма вне зависимости от цвета и величины является кругом. Для этого педагог предлагает рассмотреть и сравнить большие и маленькие круги, различные по цвету, и сделать вывод, что все они не имеют углов.

Публикация «Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников» размещена в разделах

Обязательной является работа по нахождению данной формы в окружающей обстановке. Педагог просит показать круглые предметы, помогает детям составить и проговорить словосочетания, например, «круглое солнце, круглая луна, круглая тарелка, круглый бублик».

Квадрат – это проекция куба на плоскость, поэтому после актуализации знаний о кубе, обследовании его осязательно-двигательным и зрительным способами нужно обратить внимание детей на то, что сторона куба – квадрат. Далее происходит обследование модели квадрата (из дерева или картона). Педагог называет форму и рассказывает о ее своеобразии. При первом знакомстве с квадратом следует показать его стороны, углы и вершины. Дети еще не могут подсчитать их точное количество. На данном этапе можно ограничиться сообщением, что углов, вершин в квадрате много.

Дальнейшая работа по изучению квадрата аналогична работе по изучению круга.

Для того, чтобы дети получили общее представление о треугольнике необходимо организовать рассматривание и ощупывание этих фигур, различающихся не только по цвету и величине, но и имеющих различную конфигурацию. Педагогу нужно помнить, что треугольники различаются по величине угла. Он может быть прямоугольным - имеющий один прямой угол, остроугольным - имеющий три острых угла и тупоугольный - имеющий один тупой угла. Так же они могут отличаться по длине сторон: равносторонний треугольник, у которого все стороны равны; равнобедренный, с двумя равными сторонами; разносторонний, у которого все стороны имеют разную длину. Детям эти названия не сообщают, но они должны уметь выделить из множества геометрических фигур любой треугольник.

Педагог заготавливает для демонстрации и для каждого ребенка шесть треугольников (прямоугольный равнобедренный и разносторонний, остроугольный равнобедренный и разносторонний, тупоугольный равнобедренный и разносторонний) разного цвета и величины. Дети рассматривают и изучают контуры всех фигур и под руководством взрослого определяют : у треугольников равное количество углов, вершин и сторон; углов и вершин столько, сколько сторон. Около каждого угла одной фигуры кладут картинки, например, с изображением дерева, домика и пирамидки. Педагог поясняет, что у каждого угла – своя картинка. Потом эти картинки передвигают к углам другого треугольника. Воспитатель поясняет, что каждой картинке достался свой угол, картинок не осталось. Значит, у всех треугольников одинаковое количество углов. Таким же способом можно сравнивать количество сторон треугольника, а затем сторон и улов вместе. Около каждого угла кладут картинки с изображением мячика, а около каждой стороны – картинки с изображением, например, медвежонка. Дети определяют, что мячиков и медвежат поровну. Значит, углов у треугольника столько же, сколько сторон.

Аналогично проводится работа по изучению квадрата.

Подобным образом сопоставляется количество углов, у треугольника и квадрата. Около каждого угла треугольника кладут картинку с изображением яблока, около каждого угла квадрата – картинку с изображением тарелки. Приемом установления взаимно-однозначного соответствия определяют, что яблок меньше, чем тарелок, значит, углов у треугольника меньше, чем у квадрата. Воспитатель подводит детей к выводу: у квадрата углов и сторон больше, чем у треугольника.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры»Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры» Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2024 в 12:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Клавкина (УИ 2496746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД