Светлана Клавкина
Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с основными геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник.
Круг рассматривается как проекция шара на плоскость. Педагог предлагает нарисовать шар, и дети изображают его в виде круга. Затем сообщается название этой формы, отмечается ее своеобразие (отсутствие углов, а также происходит обследование детьми модели круга (из дерева или картона) осязательно-двигательным и зрительным способами. Очень важно добиться понимания того, что данная форма вне зависимости от цвета и величины является кругом. Для этого педагог предлагает рассмотреть и сравнить большие и маленькие круги, различные по цвету, и сделать вывод, что все они не имеют углов.
Публикация «Методы и приёмы формирования представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников» размещена в разделах
Обязательной является работа по нахождению данной формы в окружающей обстановке. Педагог просит показать круглые предметы, помогает детям составить и проговорить словосочетания, например, «круглое солнце, круглая луна, круглая тарелка, круглый бублик».
Квадрат – это проекция куба на плоскость, поэтому после актуализации знаний о кубе, обследовании его осязательно-двигательным и зрительным способами нужно обратить внимание детей на то, что сторона куба – квадрат. Далее происходит обследование модели квадрата (из дерева или картона). Педагог называет форму и рассказывает о ее своеобразии. При первом знакомстве с квадратом следует показать его стороны, углы и вершины. Дети еще не могут подсчитать их точное количество. На данном этапе можно ограничиться сообщением, что углов, вершин в квадрате много.
Дальнейшая работа по изучению квадрата аналогична работе по изучению круга.
Для того, чтобы дети получили общее представление о треугольнике необходимо организовать рассматривание и ощупывание этих фигур, различающихся не только по цвету и величине, но и имеющих различную конфигурацию. Педагогу нужно помнить, что треугольники различаются по величине угла. Он может быть прямоугольным - имеющий один прямой угол, остроугольным - имеющий три острых угла и тупоугольный - имеющий один тупой угла. Так же они могут отличаться по длине сторон: равносторонний треугольник, у которого все стороны равны; равнобедренный, с двумя равными сторонами; разносторонний, у которого все стороны имеют разную длину. Детям эти названия не сообщают, но они должны уметь выделить из множества геометрических фигур любой треугольник.
Педагог заготавливает для демонстрации и для каждого ребенка шесть треугольников (прямоугольный равнобедренный и разносторонний, остроугольный равнобедренный и разносторонний, тупоугольный равнобедренный и разносторонний) разного цвета и величины. Дети рассматривают и изучают контуры всех фигур и под руководством взрослого определяют : у треугольников равное количество углов, вершин и сторон; углов и вершин столько, сколько сторон. Около каждого угла одной фигуры кладут картинки, например, с изображением дерева, домика и пирамидки. Педагог поясняет, что у каждого угла – своя картинка. Потом эти картинки передвигают к углам другого треугольника. Воспитатель поясняет, что каждой картинке достался свой угол, картинок не осталось. Значит, у всех треугольников одинаковое количество углов. Таким же способом можно сравнивать количество сторон треугольника, а затем сторон и улов вместе. Около каждого угла кладут картинки с изображением мячика, а около каждой стороны – картинки с изображением, например, медвежонка. Дети определяют, что мячиков и медвежат поровну. Значит, углов у треугольника столько же, сколько сторон.
Аналогично проводится работа по изучению квадрата.
Подобным образом сопоставляется количество углов, у треугольника и квадрата. Около каждого угла треугольника кладут картинку с изображением яблока, около каждого угла квадрата – картинку с изображением тарелки. Приемом установления взаимно-однозначного соответствия определяют, что яблок меньше, чем тарелок, значит, углов у треугольника меньше, чем у квадрата. Воспитатель подводит детей к выводу: у квадрата углов и сторон больше, чем у треугольника.