Людмила Балаценко
Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями
Цель : Пропаганда и распространение разновидностей форм работы с детьми по развитию у дошкольников интегративных качеств личности средствами художественной литературы.
Задачи:
• Обосновать необходимость поиска и разработки новых, эффективных форм работы с детьми.
• Представить собственную систему работы воспитателя по
формированию интереса детей к художественному слову.
Активизировать самостоятельную деятельность слушателей.
Публикация «Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Хочу начать с высказывания известного российского ученого-литератора Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,но и понимание-понимание жизни, всех ее сложностей, служат проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…. Но это дается только тогда, когда… вы читаете с удовольствием….».
А чтоб читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился интерес к книге и к художественному слову. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется речь.
Наша работа над формированием у детей интереса к стихам показала, что дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественные тексты, и полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы остаются с ними на долгие годы. Для ребенка чтение и заучивание стихов всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением, только тогда стихи стимулируют его умственное развитие, способствуют познанию мира и самого себя, учат ребенка вслушиваться, удивляться, переживать массу положительных эмоций в общении с поэзией.
Первое, с чего мы начали, это организовали поиск стихов братских поэтов. Оказалось, что о многих из них, мы и не слышали, не говоря уж о том, что не знали их стихов.
Поэтому первый этап нашей работы заключался в сборе информации о поэтах, встреч с ними, знакомстве с их поэзией, отборе стихов доступных по содержанию для дошкольников. Помогали нам в этом работники библиотек, сами поэты, родители, педагоги детского сада, привлекали к этому и наших детей.
Весь материал о поэтах был систематизирован и оформлен в папки. Это информационный материал, их фотографии, вырезки из газет о их творчестве, стихи для детей.
Кроме этого была собрана библиотечка книг.
Мастер представляет материалы по ознакомлению детей с произведениями братских поэтов.
На втором этапе проекта осуществлялись следующие задачи:
Сформировать у детей устойчивый интерес к поэзии А. В. Лисицы, В. В. Корнилова, Ю. В. Розовского, И. Медведева, К. Ермаченко, В. Скробота, Л. С Ященко, И. Тузова, Т. Дякивской и др.
Развивать социально-личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, творчество, эмоциональную отзывчивость, гражданственность и др.
Стихи этих поэтов читаются очень легко и наполняют душу чувством гармонии и гордостью за свой край:
«Искрится снег, и радуга дугой
Взметнулась ввысь веселой русской песней
И, словно лук натянутый тугой
Звенит мороз в сибирском поднебесье.
Так становись на лыжи, на коньки,
Айда гонять с горы крутой на санках!
Мы в Братске, здесь живем – сибиряки
С веселым нравом, с гордою осанкой!
(А. Лисица)
Предложить прочитать стихи слушателям:
«Сколько улиц в городе моем
Из сосновых просек начиналось?.
Солнце утомленным журавлем
Над тайгой разбуженной качалось.
Пусть я житель здесь некоренной,
Не мешал бетона для плотины,
Но мне город все-таки родной,
Братск и я – мы стали побратимы».
(В. В. Корнилов «Побратимы»)
«Я родной Сибирью с детства дорожу,
Никуда мне от нее не деться.
Я к березам, как к невестам, подхожу,
Чтоб глядеть на них - не наглядеться!
(В. П. Громов «Моя Сибирь»)
На этом этапе использовались следующие формы работы:
Чтение и заучивание стихов;
Классификация стихов по темам: «Времена года», «Стихи о Братске»; «Стихи о животных»; «Стихи о детях» «Стихи-шутки, стихи –загадки, басни, страшилки, смешинки и др.»; «Стихи о маме» и т. д. ;
Иллюстрирование стихов;
Изготовление тематических альбомов;
Выпуск тематических газет;
Изготовление макетов по содержанию стихотворений;
Конкурсы чтецов;
Литературные викторины;
Концерты для детей нашего детского сада и других детских садов города, родителей, школьников;
Участие детей в юбилейных встречах с поэтами Братска в библиотеке, и в творческих встречах в детском саду и дома у поэтов.
Постановка спектаклей и костюмированных представлений по произведениям поэтов;
Изготовление книг-самоделок;
Проведение интегрированных занятий;
Организация выставок по результатам встреч с поэтами;
Организация чтения стихов детьми на радио и через голосовую рекламу в городских троллейбусах.
Такой комплексно-тематический подход, к ознакомлению с художественной литературой, осуществляемый в технологии проектной деятельности, направлен на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечивает разностороннее развитие дошкольников.
2. Имитационная игра и моделирование
а) Показ воспитателем игровых приемов работы с участием слушателей, где последние находятся на правах ребенка
Помните? Ребенок с удовольствием занимается только тем, что ему самому интересно. Всегда интересно поиграть. Так давайте поиграем!
Чтобы развить интерес к книге самого маленького дошкольника, пойдем в гости к книжке. Шагайте двумя пальчиками, как ножками, и подойдите таким образом к выбранной книжке:
«Топ-топ-топ-топ, в гости к книжке мы идем.
Топ-топ-топ-топ и от всех не отстаем.
Дзынь-дзынь- дзынь-дзынь, открывайте дверь-обложку,
Отдохнем теперь немножко!
Пришли пальчиками в сказку. Что же здесь, на первой страничке книги, давайте рассмотрим и почитаем. Когда страничка прочитана, переходите на следующую, «топайте» к картинке, затем переходите к следующей.
Принесите детям коробочку, в которой «живет» новое стихотворение (в коробочке игрушки или иллюстрации героев стихотворения, которые выставляются по ходу чтения) :
Ты – хомяк,
А я – хорек,
Ты – зайчишка прыг да скок.
Ты – лисица,
Ты – куница,
Ты – бобриха-мастерица.
Ты – охотник…
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!
Для лучшего запоминания стихов детьми используем картинки-символы, с которыми они впоследствии могут поиграть, самостоятельно сочиняя свое стихотворение, а когда будут играть, обязательно его вспомнят.
Например: стих. «Куличики».
Мы из влажного песка
Делаем кирпичики
И печем в песочнице
Круглые куличики.
Много, много напечем.
Деток в гости позовем.
Рассказывание стихов всем телом и руками неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления:
Стих. «Гордость» А. Лисица
«Под ногтями земля, а не грязь,
Я картофель копал в огороде,
И иду я, собою гордясь,
«Белоручка» - не скажут в народе.
И мозоли в ладонях моих,
Как у всех, кто работает в поле.
Я иду и любуюсь на них,
Говорят: «Трудовые мозоли».
Игра «Какого цвета герои сказки». Возьмем для примера «Сказку о глупом мышонке» С. Я Маршака. Какого цвета мышонок? Нарисуйте на листе пятнышко серого цвета. Какая мама-мышка? Она может быть пятнышком красного цвета, ведь она беспокоится, волнуется, оставляя сыночка одного дома. Уточки – желтое пятно, лягушка – зеленое, лошадка – коричневое, свинка – розовое, щука – темно-зеленое, кошка – черная или рыжая и т. д.
В итоге получится яркая иллюстрация к сказке в жанре абстрактной живописи.
Игра «Я придумываю фамилии»
Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я придумываю фамилии» :
Утенок – Уточкин!
Цыпленок – Курочкин!
Щенок – Собачкин!
Жеребенок – Клячкин!
Барашек – Овечкин!
А я? – Человечкин!
Мастер дает слушателям возможность установить игровую модель с другими персонажами:
Теленок – слушатели - Коровкин
Ягненок - Овечкин
А я? - Человечкин!
В этой игре, придумывая разные варианты, дети учатся рифмовать, закрепляются названия детенышей животных, обыгрывается модель образования слова путем присоединения суффиксов –ин или -ов.
Игра «Кто как ходит» по одноименному стихотворению Е. Череповецкого:
(привлекаются слушатели)
Гуси ходят все гуськом,
Индюшата – индюшком,
Лягушата – лягушком, Слушатели выполняют все движения
Поросята – пороськом. в кругу
Я люблю ходить гуськом
По тропиночке с дружком,
Только сам хожу я чаще
Лягушком и кувырком.
2 вариант:
Стихотворение читается повторно, но только начало строк, дети должны договорить недостающие слова. Попытаться образовать их.
Одновременно в игру добавляются слова из другого списка.
Попробуем!
Гуси ходят все гуськом,
А ребята - ….
Индюшата – индюшком,
А слонята - …
Лягушата – лягушком
А волчата - …
Поросята – пороськом.
А цыплята - …
Я люблю ходить гуськом
По тропиночке с дружком,
А козлята - …
Только сам хожу я чаще
Лягушком и кувырком.
Можно подобрать разные стихи и придумать игры, которые переходят в продуктивную деятельность. Например, стихотворение Г. Ладонщиковой:
У меня друзей не мало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет.
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
Затем детям предлагается продолжить наметившуюся игру: образование однокоренного глагола от имени. Воспитатель предлагает имена (это могут быть имена детей группы) : Валя, Женя, Маша, Света, Лиза и т. д. После этого детям предлагается нарисовать своих друзей.
Вам представлено несколько игровых приемов работы со стихами. Их, конечно можно придумать много (викторины, кроссворды, сочинение собственных стихов и др.). Самое главное – подбор художественных текстов, чтобы они охватывали большую часть образовательных содержаний, которые необходимо освоить детям, и задавали стимул для игры и других видов деятельности.
Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.
Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в поэтическую культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщится к духовному опыту человечества посредством поэзии.
б) Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной игровой модели.
Предлагаю объединиться в несколько малых групп. Каждая группа получает задание: придумать стихотворение, которое отражает вашу оценку, и обыграть его.
Презентации стихотворных игровых моделей