Астанина Наталья Петровна
Методы и приемы в лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Давно доказано, что роль лепки сама по себе неоценима. Тактильная работа кисти – не просто массаж, но и развитие речи, творческих навыков, художественного вкуса маленького человека.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Публикация «Методы и приемы в лепке» размещена в разделах
В ФГОС ДО представлен планируемый результат в виде целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое».
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе.
Лепить — доступное занятие и для взрослых, и для детей. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный и кинетический песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Сочетание традиционных приемов лепки пластилином, соленым тестом, глиной с современными способами работы с различными пластическими материалами, такими как скульптурное тесто и паста, скульптурная масса, полимерная глина (пластика) и др., активизируют индивидуальную творческую деятельность, расширяют творческий опыт и интерес к художественной деятельности.
Пластика (суралин) – разновидность пластилина, масса легко подвергается изменениям в процессе лепки, изделия из пластики более прочные, не деформируются.
Глина – замечательный материал для лепки, бывает терракотовая, серая, белая и др. Изделия из глины можно обжигать в муфельной печи или хорошо просушивать на воздухе, затем окрашивать и расписывать, покрывать лаком.
Мукосоль или соленое тесто. Его можно приготовить многими способами. Пластичный, мягкий совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов материал. Изделия из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрашивать само тесто, добавив пищевой краситель или морковный сок, сок свеклы, кофе или гуашь.
Масса для лепки. Масса для лепки очень приятная на ощупь: мягкая, легкая, бархатистая. По пластичности её можно сравнить с жевательной резинкой, она также замечательно растягивается, но абсолютно не прилипает к рукам и одежде! Кусочки массы разных цветов отлично смешиваются, благодаря этому можно создать огромное количество любых однородных цветов и оттенков, а также добиться эффекта красивых мраморных узоров. Поделка высыхает на воздухе в течение 6-8 часов. Масса для лепки, не достигшая полного высыхания (12 часов) способна восстанавливаться — для этого ее надо сбрызнуть водой из пульверизатора (некоторые оборачивают влажной тканью) и герметично закрыть. Так же советуют поступать для исправления, изменения поделок.
Шариковый пластилин. Это необычный пластилин. Его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках. Маленькие шарики, из которых состоит этот пластилин, соединены между собой клеевым раствором, который не липнет к рукам, но позволяет легко склеивать вылепленные элементы между собой. Для того чтобы соединить две детали поделки, достаточно просто приложить их друг к другу, и они «склеятся» без каких-либо лишних усилий и «примазывания» пальцами или стеками. При работе с обычным пластилином самое трудное для ребёнка, по моему опыту, — это соединение частей поделки между собой, а тут это проще простого. Если фигурке из шарикового пластилина требуется приделать глазки или носик, то для этого малышу не придётся катать микроскопические шарики — достаточно просто отсоединить аккуратно один шарик подходящего цвета, приложить его к нужному месту, и он сам прилипнет. Яркие цвета создают праздничное настроение, поэтому из шарикового пластилина удобно делать небольшие сувениры для родственников и друзей малыша, тем более что при высыхании (высыхает он примерно за 24 часа) эти изделия «твердеют». Но даже высохшие поделки из шарикового пластилина остаются очень хрупкими, так что использовать для игры, как поделки из массы или теста для лепки, их не получится. Шариковый пластилин подходит для изготовления витражей и украшения рамочек для фото.
Стоит эта масса недёшево, поэтому для совсем маленьких деток 1-2 лет покупать её, возможно, не стоит. На мой взгляд, она интересна именно для тонких, детализированных поделок (таких, как магнитики на холодильник, кулончики и брошечки для девочек, значки для мальчиков и т. п.) — а подобное малышам ещё не под силу.
Плавающий пластилин. Ещё один оригинальный материал для лепки — плавающий пластилин. Фигурки, вылепленные из него, отлично держатся на поверхности воды и могут развлекать вашего малыша в ванне во время купания. Можно устроить «шторм» для пластилиновых кораблей в тазике с водой — или поселить там уток и других водоплавающих. Чтобы фигурка держалась на поверхности воды, советуют производители, ее основание должно быть плоским и широким, а остальные детали сбалансировано распределены. Этот пластилин не прилипает к рукам, хорошо смешивается и не высыхает, что позволяет использовать его многократно.
Природный и бросовый материал, синельная проволока и др. добавляют творческому воображению особый «оттенок»
Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:
- практические методы (упражнения и экспериментирование);
- наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем,карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры, игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Эффективным методом развития творческого воображения детей является выполнение ими в заданное время (обычно одно, два занятия) целого ряда вариантов - эскизов композиций на одну тему, на один сюжет. Педагогическая практика убеждает, что указанный метод может успешно применяться как средство развития творческого воображения.
Развитие творческого воображения неразрывно связано с развитием зрительной памяти, и в условиях изобразительного творчества оба эти процесса сливаются в единый процесс создания художественного образа.
В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы :
- обыгрывание предметов, игрушек;
- обыгрывание готового изображения;
- обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
- обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);
- обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);
-обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д. ;
- игровые приемы с элементами ролевого поведения;
- использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.
Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…», но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.
На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.
На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.
Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:
- «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
- «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил
- «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
- «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.
- «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д».
- «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, способствующие развитию творческого воображения:
«ФИЗИОНОМИСТЫ» - по мере звучания музыки дети лепят настроение в образе маски своего или чужого лица. Можно слепить настроение сегодня, после рассмотрения произведения, прочитанной книги, игрушки.
«УГАДАЙ, ЧТО Я ВЫЛЕПИЛ» - дети лепят игрушки, животных и другие образы, дети отгадывают, что слепил их товарищ.
«СОЗДАНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ – дети лепят по очереди, сначала туловище, передают другому, он полепливает другую часть тела ит. д. в конце составляется рассказ, где живёт, что ест и т. д.
«ВОЛШЕБНАЯ ПТИЦА» - то же задание, но с птицами в природе. В домашних условиях-новая курочка, гусь и т. д (новая порода).
«ДИНРОЗАВРИКИ» - лепка разных динозавриков, живших на Земле давно (после предварительной работы).
«ПРЕВРАЩЕНИЯ» - предлагается вылепленных несколько овалов, шариков, дети конструируют в лепке, полепливают.
«ВЫЛЕПИ НАСТОЯЩЕЕ, ПРОЩЕДШЕЕ, БУДУЩЕЕ»
«СПОР ДВУХ ПЕРСОНАЖЕЙ» - вылеплены 2, 3 игрушки, надо составить их разговор.
«ДОМИКО ТРЁХ ПОРОСЯТ» - лепка домика по фантазии, ввести нового персонажа, как изменит он домики для своих братцев.
«ЧТО МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИЗ ЦЕЛИНДРА, ПРЯМОУГОЛЬНИКА, ШАРА, С ПОМОЩЬЮ НЕБОЛЬШИХ ДОРАБОТОК КАКИЕ ФИГУРКИ» - синьор Помидор, колобок ит. д.
«НАРИСУЙ НА ПЛАСТИНЕ ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО УКРАСЬ» - лепка на полусухой пластине тычком, раскраска в каждую дырочку капелькой, мазком разног цвета.
«ВЕСЕЛОЕ И ГРУСТНОЕ ДЕРЕВО» - с разным вылепленным лицом, влепленным в дерево.
«ПРЕВРАЩЕНИЯ НА ОДИН ЗВУК» - вылепить из одного кусочка стол, превратить его в стул, затем в солонку, в салатницу и т. д.
«ПРЕВРАЩЕНИЯ ПО ОДНОМУ СЛОВУ» - называется форма: круглая, продолговатая, овальная, квадратная, дети лепят каждое слово – форма, остальные могут отгадать, что вылепил ребёнок.
«КАК ИЗ МИШКИ ПЕРЕЛЕПИТЬ ЗАЙЦА С НАИМЕНЬШИМИ ЗАТРАТАМИ»
«КАК ИЗ «ДОМА» БЫСТРО СЛЕПИТЬ МАШИНУ, КОЛЯСКУ, ВАГОН, СТОЛ, СТУЛ, (ОСТАЁТСЯ ОСНОВНАЯ ФОРМА»
«ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ, ЧТО ЭТО СЛЕПИЛИ (если сможет, назвать, кто лепил)»
«ЕСЛИ Б ИГРУШКА, СКУЛЬПТУРА ОЖИЛА, ЧТОБ ОНА СКАЗАЛА»