Юлия Саплина
Методы и приемы в художественно-эстетической деятельности детей 2–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями доказано, что раннее приобщение ребенка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование познавательных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постольку, постольку художественные и эстетические качества становятся приобретаемыми. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихов, просто экспериментируют с красками и пластичной массой. Педагоги обязаны помогать малышам во всех режимных моментах на протяжении всего дня пребывания ребенка в ДОУ. Совместная их деятельность направлена на погружение в мир образования: словесное, зрительное, звуковое.
Публикация «Методы и приемы в художественно-эстетической деятельности детей 2–4 лет» размещена в разделах
Одной из важнейших целей художественно-эстетического развития дошкольников является формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству. Получение теоретических познаний включает в себя:
-развитие эстетического восприятия окружающего мира и художественных образов;
- формирование потребности в красоте;
- воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии;
- развитие творческих способностей;
- формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству;
- стремление к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Каждый воспитатель использует в обучении приемы и методы, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребенка в познавательную беседу с помощью художественного слова осуществляется в течение всего периода дошкольного образования. Формирование и совершенствование художественного творчества происходит посредством применения различных практических приемов.
Дети 2-4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа : воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников используется метод пассивных движений : ребенок совершает действия с помощью взрослого - например: ребенок держит кисточку, а педагог направляет его движения по листу бумаги. Так или иначе, педагог подбирает для работы в данных направлениях большое количество методов, позволяющих, на первый взгляд, не только организовать занятия, но и в определенные моменты охватить его, развить интерес воспитанников к творческому процессу. Наблюдение, визуальное обозрение предметов, рассмотрение образов, демонстрация выполнения действий, метод прямого показа, анализ детских работ, ситуативный разговор, метод сравнения картин, художественное слово, использование литературных текстов (стихи, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, потешки, игровой метод, комментирование действий, прием словесного рисования и многие другие методы, способствуют развитию интереса и активности у ребенка в данном направлении.
Для успешной реализации задач по художественно-эстетическому развитию, в качестве воспитательных и обучающих средств используется окружающая дошкольников среда (игрушки, предметы интерьера). Предметно-пространственная среда формируется в виде центров (зон) познавательной и творческой активности. Центр изобразительного искусства включает в себя репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных изображений животных, игрушек и предметов интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская и другие игрушки).
Театральный уголок содержит декорации для сказок, наборы для настольного и пальчикового театра, маски, костюмы для детей и персонажей, парики. Также имеется музыкальная картотека с коллекциями аудиозаписей (детские, праздничные композиции, звуки природы, релаксационная музыка, инструменты: погремушки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Малыши проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков, учатся манипулировать инструментами.
Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе. Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире. Так, все эти задачи реализуются во время занятий рисованием, лепкой, конструированием и аппликацией, музыкальной, театральной и художественно-речевой деятельностью.
Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД, где дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми. Педагогом задаются простейшие вопросы, например: что изображено на картине? Какие чувства вы испытываете, глядя на это изображение, картину и т. д.? Какие цвета использовал художник?
Часто используется художественное слово (стихи, загадки, потешки, задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать, тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.