Анна Коршикова
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связано, последовательно излагать свои мысли.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – достаточно развиты.
Темочки:
В области речевого развития в соответствии с ФОП основными задачами образовательной деятельности являются:
1) Развитие словаря.
2) Звуковая культура речи.
3) Грамматический строй речи.
4) Связная речь.
5) Подготовка детей к обучению грамоте.
6) Интерес к художественной литературе:
Существует три основых группы методов стимулирования речевого развития у детей:
1. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
2. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
3. Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Каждый возраст характеризуется определенными биологическими и когнитивными изменениями, которые зависят от социального окружения, в котором дети развиваются.
Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания – темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность.
Развитие выразительности речи ребенка происходит по следующим направлениям:
– четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка;
– развитие умеренного темпа речи и правильное дыхание в произношении.
Для развития выразительности речи используются звукоподражательные слова, стихи, скороговорки, визуальный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.
Выразительность речи в наиболее явном виде проявляется при составлении ребенком текста. Поэтому важное место в речевом развитии дошкольника занимает связная речь.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, в котором в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль.
В лингвистике существуют две формы связной речи – диалогическая речь и монологическая.
Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Основным методом формирования выразительности диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. В диалоге используются разговорная лексика, простые бессоюзные предложения.
В монологе – литературная лексика. Монолог отличается развернутостью высказывания, логической завершенностью и законченностью. Связность монолога обеспечивается одним говорящим.
К требованиям к диалогической речи относятся:
•участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника;
•формулировать и задавать вопросы;
•формирование культуры общения.
Требования к монологической речи:
•составление небольших рассказов из личного опыта сначала с опорой на игрушку либо картинку;
•составление небольших рассказов без опоры на конкретный наглядный материал.
Современные дети гораздо чаще страдают от проблемы неправильного формирования звука и ритма речи.
Причина этого – компьютеризация, отсутствие общения со сверстниками и родителями.
Специалисты советуют читать книги с детьми, учить стихи, речевки, скороговорки. Нужно часто обращать внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, рассмотреть цветы. Без комплексного подхода, формирование правильно поставленной и выразительной речи невозможно.
И родители, и педагоги дошкольных учреждений должны участвовать в этом процессе.
Приемы работы по развитию звуковой стороны выразительности речи среди детей среднего дошкольного периода заключаются в:
• упражнениях по развитию речевого дыхания;
• артикуляционных упражнениях;
• дидактических играх;
• играх со звукоподражанием;
• скороговорках, чистоговорках, пословицах и поговорках, загадках, стихах, считалках, играх-драматизациях.
В последнее время большую популярность в методике развития речи, в том числе и при работе над выразительностью речи, получила мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Следует отметить, что все игровые приемы должны быть направлены на обучении ребенка умению рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта: при этом можно предложить описание сюжетной картины, знакомой игрушки и описание последовательности выполнения культурно гигиенических навыков. Перечисленные приемы также помогут развивать выразительность связной речи дошкольника.
Что касается обогащения словарного состава среднего дошкольника, детей можно познакомить со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, а также привлечь к выполнению обследовательских действий.