МААМ-картинки

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Анна Коршикова
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связано, последовательно излагать свои мысли.

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – достаточно развиты.

Темочки:

В области речевого развития в соответствии с ФОП основными задачами образовательной деятельности являются:

1) Развитие словаря.

2) Звуковая культура речи.

3) Грамматический строй речи.

4) Связная речь.

5) Подготовка детей к обучению грамоте.

6) Интерес к художественной литературе:

Существует три основых группы методов стимулирования речевого развития у детей:

1. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

2. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

3. Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Каждый возраст характеризуется определенными биологическими и когнитивными изменениями, которые зависят от социального окружения, в котором дети развиваются.

Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания – темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность.

Развитие выразительности речи ребенка происходит по следующим направлениям:

– четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка;

– развитие умеренного темпа речи и правильное дыхание в произношении.

Для развития выразительности речи используются звукоподражательные слова, стихи, скороговорки, визуальный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Выразительность речи в наиболее явном виде проявляется при составлении ребенком текста. Поэтому важное место в речевом развитии дошкольника занимает связная речь.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, в котором в социально закрепленных грамматических формах выражена законченная мысль.

В лингвистике существуют две формы связной речи – диалогическая речь и монологическая.

Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Основным методом формирования выразительности диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. В диалоге используются разговорная лексика, простые бессоюзные предложения.

В монологе – литературная лексика. Монолог отличается развернутостью высказывания, логической завершенностью и законченностью. Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

К требованиям к диалогической речи относятся:

•участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника;

•формулировать и задавать вопросы;

•формирование культуры общения.

Требования к монологической речи:

•составление небольших рассказов из личного опыта сначала с опорой на игрушку либо картинку;

•составление небольших рассказов без опоры на конкретный наглядный материал.

Современные дети гораздо чаще страдают от проблемы неправильного формирования звука и ритма речи.

Причина этого – компьютеризация, отсутствие общения со сверстниками и родителями.

Специалисты советуют читать книги с детьми, учить стихи, речевки, скороговорки. Нужно часто обращать внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, рассмотреть цветы. Без комплексного подхода, формирование правильно поставленной и выразительной речи невозможно.

И родители, и педагоги дошкольных учреждений должны участвовать в этом процессе.

Приемы работы по развитию звуковой стороны выразительности речи среди детей среднего дошкольного периода заключаются в:

• упражнениях по развитию речевого дыхания;

• артикуляционных упражнениях;

• дидактических играх;

• играх со звукоподражанием;

• скороговорках, чистоговорках, пословицах и поговорках, загадках, стихах, считалках, играх-драматизациях.

В последнее время большую популярность в методике развития речи, в том числе и при работе над выразительностью речи, получила мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Следует отметить, что все игровые приемы должны быть направлены на обучении ребенка умению рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта: при этом можно предложить описание сюжетной картины, знакомой игрушки и описание последовательности выполнения культурно гигиенических навыков. Перечисленные приемы также помогут развивать выразительность связной речи дошкольника.

Что касается обогащения словарного состава среднего дошкольника, детей можно познакомить со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, а также привлечь к выполнению обследовательских действий.

Публикации по теме:

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 13:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Коршикова (УИ 1062720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД