Наталья Десяткина
Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Слайд 2. Речевое развитие, согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры. Это значит, надо
Публикация «Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ» размещена в разделах
• сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим;
• обогащать активный словарь;
• развивать грамматический строй речи.
Слайд 3. Для речевого развития дошкольников применяю различные приемы и методы. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Слайд 4. Методический прием в переводе с греческого языка означает «вариант достижения поставленной цели». Различают следующие приемы : Словесные приемы приобрели наиболее широкое распространение в детском саду. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе - для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:
• основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)
• вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) и наглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).
Мне бы хотелось остановиться и рассказать о том, как я развиваю у детей лексико-грамматический строй речи и связную речь детей на логопункте.
Слайд 5. Лексико – грамматический строй речи включает в себя:
• Достаточный словарный запас.
• Навыки словоизменения и словообразования :
• Согласование слов в предложении, правильное употребление предлогов.
• Образование относительных, качественных, притяжательных прилагательных.
• Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.
• Изменение существительных по лицам и числам.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Слайд 6. В своей работе я очень широко использую разрезные картинки как правило на определенные звуки. При этом параллельно проводиться работа по развитию лексико- грамматического строя речи. Картинки можно подобрать таким образом, чтобы можно было поиграть в несколько игр с одним комплектом картинок. В своей работе использую следующие игры:
• «Назови одним словом» - на обобщение,
• «Жадина» - на использование и согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными
• «Подбери признак» - на подбор прилагательных к словам, нужно подобрать как можно больше слов –признаков,
• «Один - много»- на подбор множественного числа существительных, вы называете, когда один предмет, а ребенок много.
• «Назови ласково» - назвать предметы ласково, когда эти предметы у Гномика или наоборот к вам пришел Великан и нужно назвать эти предметы, когда они слишком больщие. (Например, штаны - штанищи)
• «Посчитай» - на согласование числительных с существительными
• «Составь предложение»
Слайд 7.
Слайд 8.
• «Чья голова? (след, хвост)»
• «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
Слайд 9.
• Что изменилось?" - закрепление в речи детей предлогов. Предложить детям сказать, где находится предмет
Слайд 10.
• «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; (образование относительных прилагательных).
• «Что из чего сделано?»
Слайд 11.
• «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными)
Слайд 12.
• «Что без чего?» - закрепление падежных окончаний.
Слайд 13.
• «Два – пять»
Слайд 14.
Игры – шнуровки также можно использовать для развития лексико-грамматического строя речи.
Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Слайд 15.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Для развития связной речи использую мнемотехнику. Это один из приемов, который можно использовать для облегчения процессов запоминания и воспроизведения информации, развития мышления и речи.
Где можно использовать мнемосхемы?
• Обогащение словарного запаса.
• Обучение пересказу.
• Составление рассказов.
• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
• Отгадывание загадок, составлении загадок – описаний.
Слайд 16. Структура мнемотехники – мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемотехника позволяет развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, развитие связной речи, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дети, используя отдельные мнемоквадраты, могут самостоятельно их выкладывать, а затем опираясь на мнемодорожку выстраивать предложения. Таким образом они учатся наглядно строить правильно предложения.
Слайд 17, 18, 19.
Слайд 20, 21.
И в заключении хотелось бы отметить некоторые пособия для детей, которые могут помочь воспитателям развивать лексико-грамматический строй и связную речь дошкольников. Это домашние логопедические тетради под редакцией Теремковой Н. Э. и Арбековой Н. Е. Материал в этих пособиях дается по лексическим темам со всеми необходимыми для данного возраста заданиями.