Надежда Кучинская
Методы и приемы развивающего обучения с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кучинская Надежда Павлиновна
воспитатель МБДОУ № 123
г. Архангельск
Методы и приемы развивающего обучения с детьми с ОВЗ
В последнее время все больше встречается детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют специфику развития. У них отмечаются трудности в формировании всех видов восприятия и внимания (слухового, зрительного, тактильного, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Педагоги, которые обучают детей с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынуждены искать и применять разнообразные методы работы. ФГОС ДО в организации непрерывной образовательной и совместной деятельности детей и воспитателя: требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Слайд 2, 3) :
Публикация «Методы и приемы развивающего обучения с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития…
Продуктивное общение взрослого и ребенка базируется на следующих принципах (Слайд 4, 5-6) :
• учета ведущей деятельности и специфических особенностей ее содержания на разных возрастных этапах жизни ребенка;
• ведущего значения деятельности взрослого, задающего образцы действия и поведения;
• определения взрослым условий достижения цели;
• отработки и закрепления в деятельности детей действий, операций, моделей, значимых для формирования психологических новообразований каждого конкретного возраста;
• создания условий для интериоризации усвоенных действий и моделей во внутренний план деятельности ребенка.
Поэтому в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.
На начальных этапах обучения детей с ОВЗ предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей ГКН имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Предоставить детям возможность удовлетворить потребности в познании и изучении окружающего мира, возможно используя такие развивающие игры : кубики Б. Никитина, блоки Дьенеша, конструкторы «Лего», счетные палочки Кюизенера и др. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, усидчивость. (Слайды 5, 6) Развитие мышления ребенка – дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Чем последовательнее ведется работа, тем выше развитие общей способности ребенка удивляться, ставить вопрос, воспринимать новое, усваивать его, применяя различные формы, операции и способы мышления, обогащая свой кругозор и повышая способность к дальнейшему умственному труду.
Прием использования простых прищепок для игр с детьми помогает развивать мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение, счет, алфавит. (Слайды 7 – 12) Главная цель использования прищепок – это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению детского исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «. есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать разнообразными игровыми приемами.
Наши дети с удовольствием играют с водой. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. Введение элементов акватерапии в развивающие формы работы с детьми позволяют открыть новые эффективные методы и приемы разрешения сложных педагогических ситуаций. Игра с водой обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Работа с водой оставляет приятные ощущения и позволяет расслабиться. Кроме того, аквакоррекционные игры не имеют противопоказаний и применяются для детей и взрослых. Игра с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. (Слайды 13 – 15) Примеры таких игр: «Подводный футбол» (ориентировка в пространстве); «4-й лишний» (вылови ту игрушку, которую считаешь лишней); «Составь узор»; «Выложи рисунок»; «Составь слово»; «Найди букву (цифру) на ощупь»; «Сосчитай предметы (отсчитай, построй ряд и т. п.)»; «Сосчитай слоги». Игры с использованием воды – один из самых приятных приемов в развитии ребенка.
Далее хотелось бы уделить внимание приему моделирования с помощью шаблонов. (Слайд 16) В процессе игры ребенок конструирует на плоскости, изобретает, фантазирует, рисует, раскрашивает, т. е. создает образ. Конструирование из модульных элементов с соответствующей дорисовкой – это не только доступный для детей прием выражения своих мыслей и чувств, но и наиболее целесообразный метод обучения, т. к. он не требует от детей сложных практических действий и позволяет решать самые различные учебные задачи. Простота форм, линий, яркость и красочность - интересны и понятны детям. Содержание работ может быть различно: занятные фигурки людей и животных, сказочные герои, знакомые предметы и т. д. В практической работе, реальные формы стилизуют, т. е. перерабатывают в более интересный, красочный, праздничный, а иногда сказочно-условный или фантастический образ. Например, на новый год рисовали открытку, создавали образ не конкретного петушка, а свое представление о нем, его образ, который имеет своеобразную форму, цвет и пропорции. (Слайд 17) Любимицами детей являются различные зверята. Чтобы придать им особую привлекательность, можно, сохранив их образ, отобразить наиболее приятные черты зверят – большеголовость, большеухость, неуклюжесть. Чем условнее фигурка животного, тем большую условность можно допустить в цвете. Одна из основных задач игр-занятий – это пробудить у детей фантазию, ассоциативное мышление, научить думать нешаблонно, развить воображение, раскрыть творческие способности. Поэтому, необходимо, прежде всего, заботиться не о том, чтобы воспитанники изготовили какое-то изделие, а о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума.
Таким образом, применение в работе разнообразных методов и приемов помогает удовлетворять потребности детей в игре, развивать уверенность в собственных возможностях и способностях.