Наталия Михалукова
Методы и формы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народным декоративным искусством (с хохломской росписью в том числе) ведё тся:
1. Общевоспитательная деятельность и осмысленность её освоения.
2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях. Занятия базируются на содержании общевоспитательной работы, и взаимодействует с ней. Цикл занятий выстраивается системно. В основе – постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей.
Публикация «Методы и формы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
С. В. Погодина указывает на то, что ознакомление дошкольника с русским народным декоративно-прикладным искусством должно опираться на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности (необходимо начинать с внесения в интерьер, окружающий детей, предметов быта, декорированных в стиле хохлома). При этом воспитатель должен не просто озвучивать название росписи, а обращать внимание детей на художественные достоинства той или иной вещи.
С. В. Погодиной в качестве формы ознакомления с декоративно-прикладным искусством выдвигается беседа. В ходе беседы педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома).
Многофункциональной и доступной формой ознакомления С. В. Погодина называет игры (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры: игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, пазлы, игры-конструкторы, подвижные и малоподвижные игры).
На занятиях дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и их изображения, репродукции, открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Из этого следует вывод, что чем больше дети получают информацию о декоративно - прикладном искусстве о том какие бывают узоры хохломской росписи, как правильно нужно рисовать каждый элемент росписи, в каком цвете он исполняется, у детей формируется правильное представление о хохломской росписи в целом.