Людмила Глотова
Методы формирования дружеских взаимоотношений в коллективе дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в этом возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства: взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и многие другие. Формирование дружбы – своеобразного морального опыта ребенка, содействующего развитию позитивных чувств, формированию устойчивых форм поведения – также происходит в дошкольном детстве.
Публикация «Методы формирования дружеских взаимоотношений в коллективе дошкольников» размещена в разделах
Важным инструментом в успешном формировании дружеских взаимоотношений является игра. Для детей-дошкольников именно игровая деятельность наиболее естественный способ познания мира. Для становления навыков социального поведения, укрепления дружеских отношений между детьми, становления чувства сопереживания и радости друг за друга в нашем детском саду педагогом-психологом и воспитателями разработан комплекс игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста : «Ты и я — мы с тобой друзья!» При системном использовании таких игр у малышей должно сформироваться чувство доверия к коллективу, позитивное отношение к окружающим, и в то же время повыситься уверенность в себе. В ходе игр решаются важные задачи развития навыков социального поведения, накопления опыта взаимодействия с окружающими, поддержания интереса к общению.
Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее
сложным контактам этого периода детства, - жажда сотрудничества.
Сотрудничество носит практический характер – развертывается на фоне
совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. Ведущая
роль уделяется играм с правилами. Для старших дошкольников это как бы
упражнения в отношениях с другими людьми: они помогают им осознавать
свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил.
Один из наборов игр включает в себя следующую схему проведения развивающих занятий: еженедельные встречи (не меньше 6, длительность - 20–30 минут. Занятия проводятся в группах общим количеством участников до 25 человек. Каждое занятие проходит по единому алгоритму и имеет целостную структуру:
– Приветствие — обязательное правило наших встреч. Этот ритуал с первых минут позволяет детям почувствовать дружескую атмосферу, вызывает доверие между участниками, сплачивает детей.
– Сказка — способ пробудить интерес дошкольников к теме занятия, одновременно пробуждая мыслительные процессы и освобождая знания по заданной теме.
– Основная часть заключается в выполнении практических заданий в форме игр. В ходе этих игровых упражнений дети учатся искать пути решения проблем, которые закрепляются на эмоциональном и рациональном уровне сознания. Результатом каждого упражнения может быть рисунок, сказка, диалог.
– Анализ мероприятия и оценка своих чувств после него. Подведение итогов должно дать ответ на вопросы: понравилось или нет, что понял и осознал ребенок после занятия.