Людмила Шнайдер
Методы активизации родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.
Методы, имеющие активизирующий характер :
- вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом,
- постановка дискуссионных вопросов,
- предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения,
- приведение примеров из литературных источников.
Публикация «Методы активизации родителей» размещена в разделах
Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.
Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Считается, если лектор пришел с установкой на монолог, он заранее обречен на неудачу. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребенка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребенку игра»? и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т. е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», «Как применять метод «игнорирования ребенка?», «Идти ли на уступки детям?» и т. д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.
В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые (Е. П. Арнаутова). Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование, определить по степени значимости ряд понятий. Например, задать вопрос: «Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?» Можно также предложить родителям перечислить все показатели готовности, включающие нравственно-волевую, мотивированную, интеллектуальную, специальную и другие виды готовности ребенка к школе. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает, по их мнению, последнее место. Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течение месяца (до следующей встречи, например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.
- просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его получше. Так, одна мать, увидев своего ребенка, выбегающего из помещения детского сада с криком «Ура!», удивилась и воскликнула: «И это мой сын!»
- к игровым методам активизации относятся игры, например, кто из пап быстрее заплетет дочкам косички; загадывание загадок; проведение игр для взрослых «Откуда эти строки?» Родителям предлагается пара строк известных детских стихов (К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Багаж» и др., и они должны их узнать. Интерес у родителей формируют и задания, направленные на «расшифровку мира детей». Им предлагается посмотреть на мир глазами ребенка. Например, можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос — «Когда колобок катится, ему песок в глаза сыплется?» (Ответ — «Нет, колобок катится, и его глазки катятся».) Или другой пример. У детей спрашивают: «Как называется музыкальный инструмент?» (Ответ — «Бомба».) «Что за музыкальный инструмент, который превратился в бомбу?» (Ответ — «Домра».) Взрослым можно давать и такие задания: «Назовите мультфильм и имя доброго льва, который был цирковым артистом и поехал отдыхать к любимой бабушке в Африку». (Ответ — «Лев Бонифаций».) Родителям предлагаются следующие задания: вспомнить детские книги, их названия и авторов; перечислить известные им детские игры; загадки, произнести чистоговорки, например — «На горе гогочут гуси», «Хомячку на ухо села муха». Можно предложить родителям подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?» Приз вручить самому остроумному. Родителям можно предложить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки, приведение примеров из опыта воспитания детей в семье, использование наглядности (фото, видео, поделки, пособия для детей и др., литературы выставок для родителей и др.
Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуальна для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.
Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его. Рассмотрим эти методы подробнее.
Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Приведем несколько примеров использования ситуаций. Как вы объясните высказывание трехлетней девочки: «Меня бабушка ругает потому, что я не слушаюсь». Вопрос взрослого: «А почему же ты не слушаешься?» — «А потому что меня бабушка ругает». Или еще ситуация для анализа, на наш взгляд, типичная. Ребенку на Новый год гости принесли подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, так как он еще не обедал, а ребенок (7 лет) уже знает, что конфеты можно есть только после еды. Ребенок виновато опустил голову и положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешивается дедушка, который говорит: «Да, ладно, пусть ест, конфет много». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребенка, нервничать, и под влиянием эмоций ударяет его. Ребенок в слезы. Вопросы родителям : «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка? Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия?»
Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков взрослых и детей. Часто родители соотносят предлагаемые ситуации с собственным опытом воспитания, приводят примеры. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент и др.
Следующий метод, более сложный, — решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать их правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта.
Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?» Достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.
Приведем пример решения педагогической задачи из книги Г. Г. Петроченко «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике» : «Пятилетний сын заревел в три ручья: ему запретили бить в барабан, потому что в доме гости, и он мешает беседе взрослых. Можно сказать: «Перестань реветь!», можно обласкать, уговорить, можно отвлечь. Но вот иной вариант решения: «Тебе хочется плакать? — говорит мама. — Иди-ка, милый, в ванную, закройся там и поплачь. Ладно?» Сын поплелся плакать, но уже в коридоре почувствовал, что делать это ему расхотелось. Постоял. А тут и мама: «Все, уже не плачешь? Ну, иди к нам — только играй тихо». Этот простой прием решила применить другая мама к своей дочке. Как только Ира заплакала, она сказала ей: «Иди в ванную и плачь там!» Прием не сработал. Дочка в ванную не пошла. Мать дотащила дочку до ванной и заперла ее там. Положение осложнилось: Ирочка рыдала».
Вопросы к родителям : «Дайте оценку эффективности использования одного и того же метода в сходных ситуациях, но по отношению к различным детям. Почему в одной ситуации прием «сработал», в другой — нет? Можно ли дать готовые рецепты, как поступать при воспитании детей в каждом конкретном случае?»
Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребенком, за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдается ребенку, есть ли среди них взаимоисключающие, как ребенок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон и т. д. Можно дать советы родителям : прежде чем применять какой-либо метод воздействия на ребенка, постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить, как ребенок понял их указания, что подумал, почувствовал. Родители часто не могут понять ребенка, мотивы его поступка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны. Так, мама, рассердившись на ребенка за испачканный костюмчик, пригрозила: «Да я тебя сейчас прибью!» Ребенок спросил: «А как? Гвоздиком?»
Поскольку родители эгоцентричны, им трудно понять, принять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлениями о должном. Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.
Применение описанных методов приведет родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.
Е. П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Этот метод активно применяется в образовании, психологии и семейной психотерапии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком; не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Помимо рассмотренных методов, вводятся элементы тренинга. Например, упражнения на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой. Психологи рекомендуют в экстремальной ситуации на глубокий вдох произнести звук «я» — задержка дыхания, медленный выдох. Рекомендуется представить себе чувство прохлады или душа, окунания в воду. Важно регулировать тонус мимических мышц лица, постараться расслабить их даже в конфликтной ситуации. Хорошо задавать себе вопрос: «А как мое лицо? Не сжаты ли зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о маске-лице, тем быстрее гасятся раздражение, негативные эмоции. Особенно это надо помнить женщинам: излишнее напряжение способствуют образованию преждевременных морщин. Можно предложить родителям выполнить упражнение на интонацию. Б. Шоу писал, что «есть множество способов сказать «нет», «да» и только один способ эти слова написать».