Жанна Саенко
Методики преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
* Методика З. Е. Аграновича [1] представляет собой систему поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Публикация «Методики преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Дидактический материал построен в виде развёрнутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапом обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте проводится только на материале правильно произносимых ребёнком звуков и слов, иначе невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами автор рекомендует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее лёгких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребёнка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом, слухового (восприятие звука на слух, тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребё нок запоминает характеристики разных звуков: гласный-согласный, согласный- звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далёких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребёнок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки.
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. З,Е, Агранович рекомендует родителям и педагогам изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребёнка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов – карточки.
Для обозначения гласных звуков – красные кружки; для обозначения согласных твёрдых звонких звуков – синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твёрдых глухих звуков – синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков – зелёные кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков – зелёные кружки без колокольчиков. Автором даётся инструкция по использованию в работе этих пособий. Им также разработаны разделы: «Весёлая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений», которые также способствуют повышению эффективности занятий.
При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребёнка развивается «языковое чутьё», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребёнок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения.
Весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребё нок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребёнком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии. В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Предложенный дидактический материал может быть использован ло-гопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ ком-пенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспи-тателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.
*Основное внимание в методике преодоления фонематических нарушений речи, авторами которой являются Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова, направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических). При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой, [4]. Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений включает в себя этапы:
1) формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне
- в процессе имитации слогов;
- в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука;
2) формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне
- уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова.
Авторами разработаны игры и упражнения для преодоления фонематических нарушений.
*Методика Н. С. Варенцовой и Е. В. Колесниковой [2] включает в себя опорные конспекты шестнадцати занятий и комплект листов для выполнения заданий ребёнком. Каждое занятие состоит из трё х частей:
1. Основная часть;
2. Словесные игры;
3. Практические задания на листах –приложениях.
Дети знакомятся с многообразием слов, их разной протяжённостью и звучанием, с терминами «звук», «слово», учит детей выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, выделять в слове первый звук.
*В пособии С. П. Цукановой и Л. Л, Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» [47], представлена система коррекционного обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и не резко выраженным общим недоразвитием речи. Методика содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико –грамматического строя речи и обучению грамоте.
* Методика развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко [5].
Автором создан альбом для дошкольников, в котором подобраны специальные упражнения для развития фонематического восприятия по следующим разделам:
1. Узнавание неречевых звуков (1 – 5 упражнения);
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (6 – 10 упражнения);
3. Различение слов, близких по звуковому составу (11 – 23 упражнения);
4. Дифференциация слогов (24 – 31 упражнения);
5. Дифференциация фонем (32 – 34 упражнения).
* Методика В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко [3].
Авторами разработан подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ФФНР. В работе авторы предлагают использовать как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средства обучения. Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного отношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
Таким образом можно сделать вывод, что преодоление фонетико- фонематического недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Список используемых источников:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - С. П., 2006.
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. 1997.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М. 1998.
4. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М. ,2002.
5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа. – С. П. ,1998.